- Когда конкурс «Дети играют с оркестром» получил статус губернаторского, появилась возможность регулярного общения с оркестром, - подчеркивает качественное изменение проекта член жюри Лилия Усупова, директор детской школы искусств №1 им А. Рубинштейна. Именно она один из тех педагогов, кто прилагала усилия, чтобы такой конкурс появился в Томске. Недаром среди участников конкурса больше всего учащихся именно из ее школы.
По мнению Усуповой, второй конкурс оказался интереснее по выбору произведений, качественнее по игре, разнообразнее по манере исполнения. «Дети разные, уже с артистической харизмой, а не просто ученики, показывающие работу педагога», - заметила она после завершения гала-концерта. С педагогом согласны и другие члены жюри.
- Финалисты Второго конкурса по уровню игры, их отношение к выступлению, настроение, с каким они входят на сцену, подкупает своей искренностью и ответственностью. И этот конкурс вселяет надежду, что у нас впереди светлое музыкальное будущее, - говорит главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. - Для оркестра – это тоже испытание, когда солируют дети. Надо быть особенно внимательным и чутким. Волнение, напряжение… Фактор непредсказуемости всегда очень большой. Но относительно своего коллектива я был спокоен. Оркестранты – молодцы. Весь концерт прошел на огромном творческом подъеме. Осталось теперь научить, как вести себя на сцене, не стесняться задержаться, красиво поклониться.
За время репетиций маэстро давал уроки своим юным коллегам, как правильно кланяться зрителям, как благодарить музыкантов оркестра за совместную игру, советовал держаться увереннее и спокойнее. Эти уроки хорошо усвоила одиннадцатилетняя пианистка Ксения Мизюркина из Стрежевого. Конечно, первое место она получила не потому, что хорошо кланялась, а за блестящее исполнение Миниатюрного концерта Роули.
Если же говорить об «артистической харизме», то ее продемонстрировали и два других лауреата I степени – Майя Труфанова (Северск) и Денис Помозов (Томск). Выступления обоих завершали гала-концерт. О степени их волнения можно было судить по тому, как нервно вытирала руки салфеткой Майя перед тем, как выйти на сцену. Ведь у пианистов пальцы должны быть сухими и нужной температуры, чтобы клавиши рояля были послушны. Десятилетняя пианистка вдохновенным исполнением Концерта ре мажор (1 часть) Гайдна покорила не только клавиши, не только публику, но и оркестр. Даже опытные музыканты выразили восторг восклицаниями: «Браво!»
Денис Помозов, воспитанник детской музыкальной школы при Томском музыкальном колледже, не первый раз выступает с симфоническим оркестром и уже привык вести за собой оркестр. Тем более он чувствует за спиной поддержку своего наставника, артиста симфонического оркестра Владислава Земцова. И все-таки, признался Денис перед выходом на сцену, каждый раз он испытывает волнение. Ибо чувствует "большую ответственность перед оркестром и перед зрителями".
- Считаю, что такой конкурс невероятно важный и полезный. Видеть ребенка среди взрослого оркестра, как он играет с оркестром - это рождает трепетное ощущение, - говорит член жюри, народный артист России, скрипач Сергей Зеленкин. - Представляете, как это важно для маленького музыканта. Даже если он не станет профессиональным музыкантом, воспоминание о совместном выступлении с оркестром останется на всю жизнь. Конечная цель – сыграть со взрослым оркестром – это колоссальный импульс для развития дарования.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.