bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

"Играть с оркестром - это круто"!


Губернаторский конкурс «Дети играют с оркестром» сделал реальностью мечту каждого начинающего музыканта - выступать на одной сцене с симфоническим оркестром Томской филармонии. Именно эта возможность - отличительная черта и одновременно цель испытаний для учащихся музыкальных школ и школ искусств Томска и Томской области.


26 декабря на гала-концерте были подведены итоги и вручены награды II конкурса молодых исполнителей, который проходил под патронатом губернатора Томской области Сергея Жвачкина и по инициативе директора Мариинского театра Валерия Гергиева. Около 20 юных дарований на сцене Органного зала удивляли и радовали виртуозностью игры, красивыми голосами, серьезным и восторженным отношением к музыке. Каждого из них можно назвать победителем, несмотря на то, что дипломы лауреатов были вручены только десяти финалистам. Ведь члены жюри - практики-музыканты, лауреаты международных конкурсов и обладатели высоких званий - отнеслись к ним как к своим коллегам, то есть оценивали по высокой мерке искусства.



Открыл гала-концерт самый многочисленный «участник» - ансамбль «Канцона» школы искусств №1 им. А. Рубинштейна. В исполнении квартета флейтистов прозвучала симфония № 22 Д. Саммартини. Опыт конкурсных выступлений у «Канцоны» (художественный руководитель – Любовь Казанская) довольно приличный, выступали они и с оркестрами. Но в конкурсе «Дети играют с оркестром» участвовали впервые.

- Это круто, когда мы с оркестром играем, - с восторгом говорит участница ансамбля Софья Невзорова. - Для нас это, видимо, последняя возможность выйти на сцену вместе со взрослым симфоническим оркестром. Потому что в наступающем году многие из нас окончат школу и уйдут из ансамбля. Выберем ли профессию музыканта? Пока сами не знаем.

В конкурсе Софья выступала еще и в дуэте с Маргаритой Безлепкиной. На гала-концерте они сыграли на блок-флейтах первую часть Концерта ре минор А. Вивальди, и были удостоены диплома III степени.




Ориентация на профессию – не главная цель конкурса. Но для некоторых участников именно он сыграл решающую роль в выборе будущей профессии. Победа в I конкурсе «Дети играют с оркестром» убедила не только Юлю Ломакину  поступать в консерваторию после окончания школы, но и ее родителей, что стезя певицы - это судьба их дочери. На этот  раз Юля выступала сольно и заняла второе место. На гала-концерте она исполнила арию Керубино из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», которая ее вывела в финалисты.  Певцом себя мыслит и бессменный участник Сибирского тура "Ромасиады" и конкурса "Дети играют с оркестром" Сероб Нагопетян, воспитанник Элеоноры Варенцовой. О профессии пианиста уже задумалась и Кристина Камелина из Асино. Ее вдумчивое и уверенное исполнение Концертино Полунина жюри отметило диплом II степени.


- Когда конкурс «Дети играют с оркестром» получил статус губернаторского, появилась возможность регулярного общения с оркестром, - подчеркивает качественное изменение проекта член жюри Лилия Усупова, директор детской школы искусств №1 им А. Рубинштейна. Именно она один из тех педагогов, кто прилагала усилия, чтобы такой конкурс появился в Томске. Недаром среди участников конкурса больше всего учащихся именно из ее школы.



По мнению Усуповой, второй конкурс оказался интереснее по выбору произведений, качественнее по игре, разнообразнее по манере исполнения. «Дети разные, уже с артистической харизмой, а не просто ученики, показывающие работу педагога», - заметила она после завершения гала-концерта. С педагогом согласны и другие члены жюри.





- Финалисты Второго конкурса по уровню игры, их отношение к выступлению, настроение, с каким они входят на сцену, подкупает своей искренностью и ответственностью. И этот конкурс вселяет надежду, что у нас впереди светлое музыкальное будущее, - говорит главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. - Для оркестра – это тоже испытание, когда солируют дети. Надо быть особенно внимательным и чутким. Волнение, напряжение… Фактор непредсказуемости всегда очень большой. Но относительно своего коллектива я был спокоен. Оркестранты – молодцы. Весь концерт прошел на огромном творческом подъеме. Осталось теперь научить, как вести себя на сцене, не стесняться задержаться, красиво поклониться.

За время репетиций маэстро давал уроки своим юным коллегам, как правильно кланяться зрителям, как благодарить музыкантов оркестра за совместную игру, советовал держаться увереннее и спокойнее. Эти уроки хорошо усвоила одиннадцатилетняя пианистка Ксения Мизюркина из Стрежевого. Конечно, первое место она получила не потому, что хорошо кланялась, а за блестящее исполнение Миниатюрного концерта Роули.





Если же говорить об «артистической харизме», то ее продемонстрировали и два других лауреата I степени – Майя Труфанова (Северск) и Денис Помозов (Томск). Выступления обоих завершали гала-концерт. О степени их волнения можно было судить по тому, как нервно вытирала руки салфеткой Майя перед тем, как выйти на сцену. Ведь у пианистов пальцы должны быть сухими и нужной температуры, чтобы клавиши рояля были послушны. Десятилетняя пианистка вдохновенным исполнением Концерта ре мажор (1 часть) Гайдна покорила не только клавиши, не только публику, но и оркестр. Даже опытные музыканты выразили восторг восклицаниями: «Браво!»



Денис Помозов, воспитанник детской музыкальной школы при Томском музыкальном колледже, не первый раз выступает с симфоническим оркестром и уже привык вести за собой оркестр. Тем более он чувствует за спиной поддержку своего наставника, артиста симфонического оркестра Владислава Земцова. И все-таки, признался Денис  перед выходом на сцену,  каждый раз он  испытывает волнение. Ибо чувствует  "большую ответственность перед оркестром и перед зрителями".




- Считаю, что такой конкурс невероятно важный и полезный. Видеть ребенка среди взрослого оркестра, как он играет с оркестром - это рождает трепетное ощущение, - говорит член жюри, народный артист России, скрипач Сергей Зеленкин. - Представляете, как это важно для маленького музыканта. Даже если он не станет профессиональным музыкантом, воспоминание о совместном выступлении с оркестром останется на всю жизнь. Конечная цель – сыграть со взрослым оркестром – это колоссальный импульс для развития дарования.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.