bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Steinway к работе готов
 

STEINWAY К РАБОТЕ ГОТОВ
Мастер Дениса Мацуева настроил новый рояль для томичей 

С утра до позднего вечера 20 января на сцене Большого концертного зала Томской филармонии совершалось священнодействие - распаковка, настройка, регулировка нового концертного рояля Steinway. Прибывший в Томск из Гамбурга инструмент пять дней проходил акклиматизацию. И только после этого из Москвы прилетел настройщик, имеющий лицензию фирмы «Steinway&Sons». Это был Владимир Спесивцев - настройщик, работающий с Денисом Мацуевым более десяти лет. 

ПОСТАВИТЬ НА НОГИ

   

Инструменты, использованные для необходимых процедур, были самыми обычными - шуруповерт и целый выводок черных шурупов, дрель, канцелярский нож, отвертки разных калибров и специальный набор ключей невероятной формы, который носит в особом чемоданчике настройщик роялей. А еще разного рода салфетки, пластиковые трубки, кронштейны, провода, кабели разных диаметров, датчики, контейнеры, баллончики со специальной жидкостью. И все-таки действия настройщика напоминали неких священный обряд.

В роли главного «священнослужителя» выступал Владимир Иванович Спесивцев. Он руководил процессом, определяя последовательность операций и предостерегая «свиту» от неосторожных действий. Распаковывать рояль помогали те же сотрудники, что выполняли такелажные работы по его доставке.

Освобождение инструмента от упаковочных материалов сопровождалось удивленными или одобрительными репликами. Они в основном касались немецкой добросовестности, с какой были упакованы все детали, все части рояля. Специалисты в Гамбурге предусмотрели все, чтобы как можно меньше у рояля было поводов расстроиться в пути.

Собирать начали с ножек. Что логично - не только человека, но и рояль надо сначала «на ноги» поставить. Все три Владимир Иванович прикручивал сам. Ему ассистировал Владимир Пестов, настройщик роялей Томской филармонии. Самой сложной оказалась третья. Рояль - а это почти 500 кг - пришлось держать на весу несколько минут.

- По идее, один человек может удержать, если сядет на стул, и положит его на колени, а вы в это время убирайте салазки, - Владимир Иванович произносит загадочную фразу.

Однако рабочие его прекрасно понимают. Через минуту один из помощников уже удерживал коленями целый рояль, а трое других освобождали рояль от деревянной подставки, на которой стоял инструмент во время транспортировки.

- Держите, держите! Нога еще «дышит»… А теперь все, ребята! Спасибо. Может быть свободными.

Этот «смертельный» трюк (рояль на коленях) подсказан опытом. За десять лет сотрудничества с «Steinway&Sons» Спесивцев настроил уже добрую сотню роялей различных моделей. Сколько всего на его счету роялей и пианино? Владимир Иванович затруднился сказать. «Первый свой опыт получил еще в 1968-м, когда служил в армии», - признался настройщик. По его словам, в Советском Союзе получить эту профессию можно было в профучилище или при фабрике музыкальных инструментов. Сегодня в России не производят клавишных инструментов даже самого низкого качества. И нигде не учат на настройщиков. Так что эта профессия оказалась в числе вымирающих.

Разговор о профессии не отвлекает сборщиков от цели. Ножки прикручены. За ними настал черед педальной лиры. И здесь есть свои тонкости. Почему такой конфуз произошел в Новосибирске во время концерта Дениса Мацуева? Оказывается, новосибирский настройщик с одной стороны не докрутил, а с другой не попал в нужные пазы, потому что не учел одну тонкость: «Надо лиру придерживать рукой, пока ее прикручиваешь». Ну, и, конечно, тот специалист не рассчитал силу Мацуева, с которой он может нажимать на клавиши и педали.

Владимир Иванович за десять лет сотрудничества с пианистом отлично изучил его манеру исполнения. Поэтому, настраивая рояль Томской филармонии, сразу учитывал предельную силу удара по клавишам и по педалям.

- На меня лиру подайте… Еще - еще. А теперь затягивайте… Через два месяца надо проверить прочность крепления педальной лиры, - говорит Владимир Специвцев, обращаясь к своему тезке и коллеге Владимиру Пестову.

    

«Ведь за это время рояль может подсохнуть, и крепеж может ослабеть», - эти пояснения настройщик дает сотрудникам филармонии, наблюдавшим за процессом.

Фамилия Мацуева несколько раз всплывает во время распаковки и настройки рояля.

- А вот отпечатки Дениса, - замечает Спесивцев и быстро специальной тряпочкой, которая лежит под крышкой рояля протирает полировку. - Это когда он в Гамбурге выбирал инструмент, оставил следы.

Что такое выбор инструмента пианистом? Это полчаса игры на нем. В самых разных тональностях и темпах.

Звучание нового «Стейнвея» настройщик проверил сразу, как только освободил клавиатуру от разных крепежных планок. Конечно, за время пути рояль немного расстроился, но даже в этом состоянии звучал отлично.

- У него мягкий звук, - заметила солистка Томской филармонии Светлана Чудакова, опробовав инструмент.

После окончательной распаковки и сборки Спесивцев с Пестовым накрывают рояль чехлом. И на всякий случай – упаковочным полиэтиленом. И все для того, чтобы сохранить влагу. И дают роялю отдохнуть несколько часов перед установкой климат-контроля.

ЧУВСТВИТЕЛЬНЕЕ ЖЕНЩИНЫ

   

В разобранном состоянии климат-контроль не производит особого впечатления. Со стороны смотреть - просто обычные конвейерные «штучки». Два пластмассовых контейнера, куда надо заливать очищенную воду (но не из-под крана), салфетки, датчики, крепежная фурнитура - все лежит на столе перед мастером. 

- Это хорошо, что было не холодно, когда разгружали, - удовлетворенно говорит Владимир Иванович. - При температуре ниже 15 градусов может быть повреждена полировка. Проще говоря, потрескается рояль… Да, такие инструменты, как Steinway - чувствительнее женщины. Они быстро реагируют на любое изменение климата. Влагу любят. Норма - 50% влажности. А у вас всего десять, то есть в пять раз ниже нормы. И как в таком зале поддерживать нужный режим влажности?... В Гамбурге, в Мюзик-халле они установили в зале климат-контроль, и он поддерживает необходимый уровень влажности. Но это дорогое удовольствие. Выгоднее устанавливать вот такие климат-контроли.

Навешивать снизу рояля такие вот бачки в России начали лет 15 назад, в Европе и Америке – 20. Первой рекомендовала и стала применять этот способ увлажнения фирма Steinway. От климат-контроля зависит не только качество звучания, но и длительность эксплуатации инструмента. Специвцев приводит печальный пример одной из соседних филармоний, где из-за сухости воздуха лопнула дека рояля, на которой держатся струны. Но особенность работы климат-контроля в том, что он всегда должен быть подключен к электричеству.

- Особенно когда играют, роялю нужно увлажнение, - подчеркивает Спесивцев. – Потому что дека, на которой лежат струны, начинает колебаться и даже проседает во время концерта, что ведет к изменению звука. Климат-контроль сглаживает резкие колебания.


НЕМНОГО ВОЛШЕБСТВА В ЧЕМОДАНЧИКЕ

   

К самой ответственной процедуре - настройке и регулировке рояля Владимир Специвцев приступил уже после семи часов вечера.

- У настройщиков должен быть абсолютный слух?

- Он может быть, и не абсолютным, но должен быть специальным. Настроенным, - с улыбкой отвечает Владимир Иванович. – Настроенный на создание прекрасного. Несмотря на то, что настройщик – профессия техническая, но имеем-то мы дело с искусством.

Владимир Иванович проверяет, как звучит каждая клавиша и что-то подправляет тонкой отверткой в клавиатуре. После кропотливой работы проверяет звучание инструмента.

- Качество звука зависит от многих параметров, - говорит Спесивцев, - в том числе от модели, от бренда. Почему так ценятся рояли фирмы «Steinway & Sons»? Потому что они закупают материалы самого высокого качества. Но даже из этих высококлассных материалов отбирают только 20 %, которые пойдут на изготовление роялей. Например, деку, на которой лежат струны из шведкой стали, изготовили из низкорослой ели с Аляски, потому что у нее плотная звучная древесина. «Ребра», которыми крепится дека, сделаны из сахарной сосны. На корпус идет клен американский. В данной модели использованы три вида прочной древесины – клен, бук, внутри – махагони. Дуб идет на изготовление клавиатурной рамы…

Много тайн знает настройщик. Самое большое волшебство хранится в его чемоданчике, который Владимир Спесивцев всегда возит с собой. Там лежат ключи, которыми он и регулирует звук. С учетом акустики зала и с учетом исполнителя. Так как презентовать новый Steinway Томской филармонии, мы надеемся, будет народный артист России Денис Мацуев, то Спесивцев настраивал звук «под Мацуева».

… Священнодействия с роялем завершились уже ближе к десяти вечера 20 января.

- Вот вам ключ от Steinway, - настройщик передал красивую коробочку с золотым ключом представителям Томской филармонии. – Откроете на первом концерте.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ, Татьяна ВЕСНИНА.