bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Два лица маэстро Маслюка


День рождения Моцарта, 27 января, маэстро Константин Маслюк, преподаватель Московской консерватории, главный дирижер Вятского симфонического оркестра им. В. А. Раевского, отмечал в рабочем порядке - репетицией. Правда, в Томске. Разбирал с Томским Академическим симфоническим оркестром Концерт №12 Ля мажор.

- А вот эта каденция мне нравится. Думаю, она нравилась и самому Моцарту, - и Маслюк показал музыкантам то «место, которая нравилось самому Моцарту». - А теперь давайте сыграем финал. На первый такт я кивну в сторону скрипок, а на второй - виолончелям.



Манера дирижировать существенно меняется, если ты одновременно выступаешь в двух лицах: дирижер и солист. Именно в этих двух ролях и предстал перед томичами Константин Маслюк 31 января в концерте «Из Европы в Новый Свет». И название, и программу предложил сам маэстро.

С увертюры «Гебриды»,написанной на побережье Шотландии20-летним Мендельсоном, началось путешествие слушателей по Европе. Как только на глазах у публики произошла смена декораций – концертный рояль занял центральное место на сцене – томичи переместились в моцартовскую Вену.

Взгляды слушателей прикованы к маэстро, оркестровым вступлением он дирижирует, сидя за роялем. Но и духовые, и басы прекрасно видят этот элегантный полет рук-птиц. И вот - фортепианное соло. Гибкие и чувственные пальцы, казалось, не ударяли, а скользили по клавишам, иногда взлетая вверх.



- Одновременно солировать и дирижировать я стал вынужденно: три года назад мне прислали афишу из Японии, где я был заявлен солистом и дирижером. Выбора не оставалось. Пришлось вживаться в роль. Уже после гастролей в стране Восходящего Солнца я играл Концерт Моцарта на родине композитора – в Зальцбурге. И горжусь этим.

Моцарт в программе оказался еще по одной причине. Ностальгической. Первое появление Константина Маслюка как пианиста состоялось именно на сцене Органного зала Томской филармонии в 1993 году. За дирижерским пультом тогда стоял Вальтер Мнацаканов, а начинающий солист-пианист исполнял Моцарта.



- Сегодня, приехав в Томск по приглашению филармонии, я вошел под своды Органного зала с приятным волнением. Кто знает, сложилась бы так удачно моя музыкальная карьера, если бы тогда у меня не состоялся дебют в этом прекрасном зале, - размышлял в антракте маэстро.

Именно с фактов биографии дирижера и солиста начала вступительное слово ведущая концерта, музыковед Вера Тимофеева. Она напомнила, что Константин Маслюк родился и вырос в Северске. Педагоги музыкальной школы закрытого города первыми заметили талант ребенка и рекомендовали родителям (а папа будущего музыканта служил главным санитарным врачом Северска) отдать мальчика в Центральную музыкальную школу в Москве.



В подтверждении этих словпервые преподаватели маэстро, находящиеся в зале, согласно закивали головами. Среди них - Татьяна Плеханова, педагог по сольфеджио.

- К поступлению в музыкальную школу при Московской консерватории мы готовились очень интенсивно, - вспоминает Татьяна Анатольевна. - Потому что первым экзаменом былосольфеджио. Пока его не сдашь, до специальности не допустят. Уже тогда было ясно, то Костя - необычайно одаренный человек, который имеет свой взгляд, свое отношение к музыке. Он очень точно слышит. Отец частенько испытывал Костю на «слабо». Например, мог сказать: «Слабо тебе «снять» вот эту джазовую композицию - и ставил пластинку». Что такое «снять» с пластинки, если играют звезды джаза?! А он «снимал»!



Во втором отделении, повинуясь дирижерской воле, Томский Академический симфонический оркестр повел весь зал через Атлантический океан. Именно там была написана Антонином Дворжаком симфония «Из Нового Света», аккумулируя все впечатления композитора от Америки. Сила и красота произведения в свое время покорили даже астронавта Нила Армстронга, который взял запись симфонии на Луну.

- Я впервые услышал эту симфонию именно в этом, Органном зале Томской филармонии. Это был первый концерт симфонического оркестра, который я посетил. Мне было лет восемь-десять. Для меня Томск - не рядовая гастроль. Все пронизано воспоминаниями и символическими пересечениями, - признавался еще до концерта Константин Маслюк.



В третий выход на филармоническую сцену Томска Маслюк уже предстал как опытный и талантливый дирижер. Его интеллигентную и интеллектуальную манеру работы с оркестром, прежде всего, оценили артисты симфонического оркестра. Каждая репетиция завершалась аплодисментами.

- Мне повезло! Я учился у уникальногоМастера – Геннадия Рождественского. Он дал мне не только технику, но и понимание сути дирижёрской профессии.

Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.