bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

На мосту времени – неизвестные Сен-Санс и Брух, забытый Барбьери и «голливудский» Штамм


Абонемент Томской филармонии ««Два короля» представил публике три российских премьеры за вечер

Каждый концерт как диалог двух королей – органа, короля музыкальных инструментов, и оркестра, короля концертной сцены - так задумывался абонемент «Два короля». Уже третий сезон Томская филармония, единственная в России, проводит подобные состязания. Наличие органа и большой сцены, где может разместиться симфонический оркестр, делают возможным проведение таких концертов.
Необычный состав исполнителей требует и особой программы. Каждый раз публике предлагаются произведения, которые в России звучат впервые, а некоторые и в Европе не исполнялись на протяжении последних ста лет. За последние три сезона в Томске состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов, которые даже на своей родине исполняются нечасто, либо малоизвестные опусы известнейших композиторов. Например, держатели абонементов Томской филармонии первыми услышали музыку Й. Фэрманна (Концертная симфония), Ш.М.Видора (Симфония для органа и оркестра соль минор), переложение М.Дюпре Фантазии Ф. Листа на тему оперы Мейербера «Пророк», Р. Бартмуса (Концерт №2 соль минор для органа с оркестром), С. Барбера (Токката festa для органа с оркестром).

 

Не стал исключением и концерт 13 марта, который завершил абонементный цикл в этом сезоне. Три сочинения из четырех, исполненных органным дуэтом, Марией Блажевич и Дмитрием Ушаковым, и Томским Академическим симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко, впервые прозвучали именно в Томске.



Состязание открыло позднее сочинение Камиля Сен-Санса «Кипарис и Лавр», написанное в 1919 году по случаю завершения Первой Мировой войны. Обстоятельства времени и тот факт, что опус 156 посвящен президенту Франции Р. Пуанкаре, сделали это произведение редко исполняемым в России. Но искусство выше политики - это и доказали томские музыканты. Более того, этим произведением они представили публике позднего Сен-Санса, стиль которого мало похож на «Карнавал животных».

«Кипарис» - печальное адажио для органа, в котором доминировала тема плача, тема траура по погибшим, прозвучало в сольном исполнении Дмитрия Ушакова. Когда же наступил черед радости о наступившем мире, то светлая и глубокая печаль сменилась ликованием фанфар, зазвучала оркестровая медь, поддержанная литаврами, барабанами, деревянными духовыми и струнными. Орган стал частью оркестра, который торжественным маршем рисовал символический образ мира.

Первое отделение завершила музыка еще одного очень известного европейского композитора - Макса Бруха. И хотя были представлены только 3-я и 4-я части сюиты для органа и оркестра - «Ноктюрн» и «Праздничные созвучия» - у слушателей создалось цельное впечатление о произведении. Возможно, эта цельность возникла благодаря «тени Вагнера», которая вдохновила позднего романтика Бруха, в том числе и в этом сочинении. Обе части, соединенные по принципу контраста, как сочетаются между собой лирика и пафос, давали возможность органисту Дмитрию Ушакову и оркестру во главе с маэстро Ярославом Ткаленко показать выразительные возможности произведения и инструментов. Грудное и низкое звучание органа в завязке «Ноктюрна» «загрунтовало» будущее лирическое полотно, на котором струнные и деревянные духовые пастозными широкими «мазками» - льющейся, струящейся мелодией писали любовное. «Праздничные созвучия» гремели солнечной медью духовых и торжественным звучанием всех групп струнных, на фоне этого ликования свою партию-роль романтического бунтаря во главе органа вели деревянные духовые.



Несмотря на красоту и богатство мелодического звучания, опус 88 не только не входит в число репертуарных произведений, но только недавно впервые был опубликован в одном из издательств Германии. Партитуру сюиты не столь давно приобрел органный дуэт Томской филармонии - Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков. Так появился повод для российской премьеры.


Во втором отделении прозвучали еще два неизвестных российскому слушателю произведения европейских авторов - Концерт для органа и оркестра до мажор Л. Барбьери и Концерт для органа и оркестра ре минор Х.А. Штамма. Два Концерта образовали незримый «мост времени», по которому слушатели могли совершить воображаемое путешествие из Флоренции XVIII века в Голливуд XXI века. На одном берегу - Л. Барбьери, флорентийский композитор, органист, сочинявший духовную музыку в эпоху Моцарта, с его чистыми и прозрачными классическими созвучиями. На другом - современный органист Ханс Андре Штамм со сложными, «не квадратными» ритмами. Композитор, который в сочинении для органа и оркестра, с одной стороны, использует этнические мотивы, с другой – умело стилизует свою оригинальную музыку под киномузыку Голливуда. Слушая его Концерт ре минор и особенного органные соло, блестяще исполненное Марией Блажевич, вспоминаешь приключенческие ленты о Капитане Джеке Воробье, либо фильмы с батальными сражениями в «Гладиаторе». Поклонники рока услышали в этом произведение перекличку с симфо-металл музыкой, которую играла финская группа Nightwish до 2005 года.



К слову, если Европа впервые услышала это произведение Х.А. Штамма именно в 2005 году, то Россия в марте 2016 благодаря дружеским связям органного дуэта из Томска с немецким композитором. Композитор Штамм знал о томской премьере и первым поздравил музыкантов с первым представлением его музыки российским слушателям. Когда он познакомился с записью концерта, то назвал исполнение Марии Блажевич и Томского симфонического оркестра «фантастическим».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.