bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ПЯТНИЦА, ВАРГАФТИК и МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАЙНЫ


Абонемент Томской филармонии «Две пятницы с Артемом Варгафтиком» соединил, казалось бы, несоединимое - время отдыха после рабочей недели с интеллектуальным занятием. Ведь слушать классическую музыку, приправленную рассказом лучшего музыковеда России о тайнах великих композиторов, - это познавательно, но не расслабишься. Однако 18 марта около тысячи томичей выбрали интеллектуальный отдых в Большом концертном зале.

Если поводом для сентябрьской встречи с Варгафитком послужил юбилей Баха, то поводом в марте стало 260-летие Моцарта. Однако Артем Варгафтик выбрал совсем не юбилейную тему и тем более не юбилейный формат. И в своем выборе гость Томска не ошибся: тема смерти и незавершенного шедевра Моцарта волнует мировое сообщество вне зависимости от дат.



За час общения с публикой музыковед из Москвы сумел развеять легенду о Черном человеке, рассказать некоторые любопытные подробности семейной жизни Моцарта, но главное - он успел доказать, что «Реквием» Моцарта - это «музыка не о смерти, не о муках и страданиях души, осужденной Страшным судом, хотя и имеет форму заупокойной мессы, даже не о бессмертии души, а, прежде всего, о любви». Именно любовь и светлая память о жене, ушедшей из жизни неоправданно рано, побудила заказчика, графа Франца фон Вальзегга, обратиться к Моцарту. Именно любовь заставила вдову Моцарта скрыть от заказчика, что супруг написал всего лишь восемь тактов «Lacrimosa», именно любовь заставила Зюсмайера, ученика и друга Моцарта, завершить «Реквием».

Впрочем, думать о том, что «Реквием» - все-таки о любви, побуждает сам музыкальный текст. Состоящая из 12 номеров, месса выстроена драматургически точно - с завязкой в первом, кульминацией в 6 и 7 номерах, с контрастными образами в 10 и 11 номерах, и развязкой в финале. Когда тему глубокой скорби начинает оркестр, а потом ее усиливает хор, в душе слушателя возникает ожидание, что скорбь должна поменять свою окраску с темной на светлую, должна возвысить до просветления. Это и происходит, когда вступают солисты. Но перед этим звучит бассетгорн (разновидность кларнета) - как Глас Божий. А затем бас и тенор, чуть позже меццо-сопрано и сопрано воплощают высшую степень любви. К финалу молитвенный образ любви достигает невероятной силы - мощное звучание оркестра, хора и солистов разрешается катарсисом слушателей (очищение слезами).



На концерте 18 марта эту миссию возведения скорбной печали в молитвенное светлое состояние любви осуществили солисты Вероника Цай (сопрано), Светлана Черепова (меццо-сопрано), Дмитрий Пименов (тенор), Шагдар Зондуев (бас, Новосибирский театр оперы и балета), хоровая капелла ТГУ (художественный руководитель - Виталий Сотников) и Томский Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко. Несмотря на недолгие совместные репетиции, «Реквием» прозвучал так, что большая часть слушателей испытала катарсис.



К слову, концерт напомнил еще об одной дате - минуло 40 лет с момента последнего совместного исполнения «Реквиема» Моцарта симфоническим оркестром Томской филармонии и капеллой ТГУ. Предпоследний раз это произведение звучало в 1976 году в честь 30-летия Томской филармонии, за пультом тогда стоял Борис Бабенко. В этом году Томская филармония отмечает 70 лет со дня создания. И новый опыт совместного исполнительства можно воспринимать как знак восстановления дружеских связей между двумя крупными музыкальными коллективами Томска.

Что же касается музыкальных тайн, ради которых многие слушатели пришли, то они не исчерпаны. И в запасе у Артёма Варгафтика есть немало любопытных историй, а у Томской филармонии есть намерение продолжить сотрудничество с популярным музыковедом, и в следующем сезоне он будут вести один из своих авторских абонементов.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Александр МОРОЗОВ.