bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Павел Милюков: «Я не доктор и не волшебник, но верю, что люди, которые сегодня слышали меня, немного изменились к лучшему».



С недавних пор имя Павла Милюкова для знатоков классической музыки сегодня прочно ассоциируется с двумя именами великих композиторов –  Чайковским и Шостаковичем. Этому в немалой степени способствовало блестящее исполнение молодым музыкантом Первого концерта для скрипки с оркестром Шостаковича на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Бронзовая медаль этого конкурса пополнила список регалий лауреата многих музыкальных соревнований, в том числе конкурсов имени Н. Паганини (Москва, 2007), Д. Ойстраха (Москва, 2008), А. Хачатуряна (Ереван, 2012), Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010). 

«Герой музыки - время»




Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича Павел Милюков в сопровождении Томского Академического симфонического оркестра исполнил на концерте 3 апреля в Томске. В афише стояли два знаковых имени – Чайковский и Шостакович. После концерта публика долго не хотела отпускать солиста со сцены. Аплодисменты, букеты, комплименты, признания, фотосессия – на такой приятной ноте завершилось третье выступление Павла на сцене Томской филармонии. На этот раз его приезд в Томск состоялась благодаря программе Московской филармонии «Звезды XXIвека», которая поддержана министерством культуры.

- Шостакович сейчас в мире очень популярен. Невероятно популярен.  Каждый месяц его музыка звучит в самых престижных залах Европы, - так объяснил музыкант выбор произведения . - Я давно взял в работу Шостаковича. И сразу как-то полюбил. А перед этим много-много думал, вникал, изучал. Первый концерт выучил очень быстро и сразу стал его играть на разных концертах. Хотелось многое чувствовать, ведь в нем есть и философская глубина, и сарказм, и лирика.




Помню, первый раз Первый концерт играл в день рождения Шостаковича. И играл в моем родном городе  -  Перми. После концерта мой друг спросил: «Ну, как? Устал?»  - «Знаешь, я хорошо себя чувствую, почти не устал», - ответил ему тогда. Но после этого случая, каждый раз когда играю Первый концерт - устаю. Потому что все более и более глубоко проникаю в него, воспринимаю и пропускаю через себя каждую ноту. Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича – для меня это и лирика, и философия, и драматизм, и сарказм. Никогда мы не поймем, что чувствовал композитор, что вкладывал в каждый элемент, но есть какое-то состояние, в которое, так или иначе, входит музыкант, исполняя этот Концерт. И это состояние схоже с мыслями автора музыки. Но мне словами трудно выразить все полноту чувств, которые испытываю. Сейчас учу Второй концерт, он тоже глубокий, но по-другому, он – «внутренний» больше.

- В музыке много невыразимого. Но своей игрой вы сказали многое, многое передали. Полагаю, у каждого слушателя возник свой ряд ассоциаций. Я думала о Гамлете, когда  соло скрипки и устрашающе низкий, пространственный звук, рожденный пиццикато всех групп струнных. Рождалось ощущение ледяной пустыни.

- Если вы думали о  Гамлете, значит, услышали в музыке безысходность. Это произведение – одно из глубочайших произведений ХХ столетия. Шостакович вкладывал очень многое.

- Читала, что сквозной образ Первого концерта - скрипач…

- Нет, герой - время… А скрипача просто публика видит на сцене.  В Концерте для виолончели  будет виолончелист…

«Такая работа заново тебя создает»     



- За 70 лет с нашим симфоническим оркестром играли разные солисты, в том числе и скрипачи, лауреаты  конкурса П. И. Чайковского разных лет. От Валерия Климова, лауреата первой премии Первого международного конкурса, а потом были Гидон Кремер, Владимир Спиваков. Сегодня ваше имя встало в этот ряд. В Томск вы приехали в третий раз, но первый в статусе лауреата этого конкурса. Хочу вам сказать, что благодаря он-лайн трансляциям из концертного зала Московской филармонии томичи следили за вашими выступлениями в режиме реального времени. Слушали, переживали, радовались. Оглядываясь на тот важный, кульминационный момент вашей жизни, каким он вам вспоминается?



-  Принять участие в конкурсе Чайковского - мечта всего детства. Каждый музыкант мечтает играть на таком конкурсе! Да еще у себя на Родине. На конкурсе имени великого композитора, родившегося недалеко от моей родной Перми, в Воткинске. 

Я сейчас не буду рассказывать о физических ощущениях, как это все было со мной. Но состояние было странное. Настолько, что в июне при +27 я ходил в куртке, шапке и шарфе, и люди вокруг не спрашивали: почему? Значит, так надо было. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой. Но  я до сих пор совершенно не понимаю, зачем это было нужно. Но, видимо, это было правильно. 

Ближе к началу конкурса ушел в работу. Конечно, это была не просто работа, а работа, которая делает человека. Иногда даже заново создает. Думаю, то же самое и другие испытывали. А то, что происходило со мной на сцене - это совсем тяжело описать. Многие члены жюри говорили: «Мы хотим, чтобы участники не играли для нас, а играли музыку». Я, пожалуй, промолчу. Но, каждому конкурсанту хочется в полной мере проявить свое мастерство, которое ты приготовил в каждой ноте. Даже так: в начале, в середине и в конце ноты. А нот много на конкурсе Чайковского.

Я до сих пор иду по дороге, которую проложил конкурс.

-  Выше выступление собрало хорошую прессу. Критики отзывались об игре в превосходной степени.

- Я не читал. Думаю, что никто из участников конкурса, не читал. Потому что есть вещи, которые могут помешать замыслу. Помешать исполнить то, что ты приготовил для слушателей, для музыки, для жюри. И вот те вещи, которые ты приготовил для музыки, для каждой ноты, не хочется растерять. Хочется немного шире подумать о том, что такое конкурс. Но на сцене в нужный момент ты, как по выключателю, должен нажать все кнопки, которые должны заработать.

Для чего? Многие на концерте лауреатов, в том числе и руководство конкурса имени Чайковского, говорили, что «вся жизнь музыканта начнется завтра, после конкурса». Не думаю, что это были просто ободряющие слова. Это так. Я тоже говорил, что мы не спортсмены, что медаль – не конечная цель, а всего лишь начальная. У нас есть возможность себя совершенствовать, привносить в игру  что-то новое. Первый Концерт Шостаковича, который играл сегодня, исполнял и на конкурсе. Там сработал сигнал о контроле, то сегодня  я отпустил этот сигнал. Мне он не нужен сейчас.

Может, произойдет что-то в одной ноте, но в сотне других я подарю слушателям гораздо больше.

«Верю, музыка лечит»



- Музыка – самое сложное из искусств. Даже для слушателей. Почему ее числят по разряду удовольствий?

- Есть слова, а есть что-то больше, чем слова. Человек может сказать: «Я люблю», а чувствовать что-то большее. Наслаждение слушать музыку можно по-разному воспринимать. Уверен, есть несколько граней, несколько уровней восприятия и переживания. Есть первичный и какой-то другой.  Я надеюсь, что какой-то следующий уровень восприятия сегодня был усвоен слушателями. И будет менять их внутренне. Я, конечно, не доктор и не волшебник, но я верю, что немного изменил тех, кто слышали меня сегодня.  Буду рад, если изменил в лучшую сторону.

- Почему люди идут в залы слушать живую скрипку, когда есть возможность  слушать записи?

- Это объясняется физически. Вибрации. Да, можно через колонки слушать. Но есть дерево (показывает на свою скрипку - Т.В.). В колонке звучит «провод», а здесь звучит «дерево». Вибрацию «дерева» в зале  ощущаешь по-другому. Да, есть лайф-записи. Но я не буду писать диск так, как сегодня играл на сцене.  Я рад, что когда в зале есть люди, которым необходима музыка.  Они приходят потому, что хотят почувствовать ее здесь и сейчас. Верю в то, что музыка лечит. Думаю, что это правда. Когда художник писал «Мону Лизу», он рассчитывал на вечность, а композитор сразу рассчитывает на «здесь и сейчас». Когда  Моцарт сочинял, он не думал, что будут записи, но верил, что его музыка будет исполняться по нотам. Он естественно не знал, что музыку можно передать на огромные расстояния…

- К слову, как ваша знаменитая скрипка «Экс-Сегети» работы Гварнери переносит стрессы  при переездах. Не страшно вам за нее?

- Да, наверное, Гварнери и Страдивари не думали, что их создания будут так быстро перемещаться по свету.  Гварнери никак не мог  предположить, что эта скрипка сначала приедет в Читу и Улан-Удэ, а через 10 дней будет играть в Бразилии.  В Чите было – 31, а в Буйнос-Айресе - +32. Конечно, скрипка чувствует все перепады. Она живая, ведь дерево когда-то росло, питалось влагой, добывало микроэлемент из земли… Есть манипуляции, которые позволяют сегодня хорошо справляться с подобными стрессами. И надо просто правильно следить за состоянием инструмента.

- Чита, Улан-Удэ, Томск - российские города, в которых вы даете концерты, нанесены на карту проекта Московской филармонии, одобренный Министерством культуры России. И в первый раз с Филиппом Копачевским вы приезжали в Томск по этой линии.

- Проект «Звезды XXI века» - очень хороший проект. Может быть, самый лучший в том смысле, что многие города услышали музыкантов моего поколения и младше, превосходных музыкантов. Буду расстроен, если проект, закроется.

Да, я уже в третий раз в Томске. Надеюсь, что приеду еще в ваш город, мне очень нравиться в Томске. Очень. Искренне говорю. Публика здесь замечательная.  И зал филармонии. После репетиции с оркестром я остался, чтобы позаниматься одному. Все уже ушли. Я вышел на сцену. Было почти темно в зале. Встал на край сцены. И похлопал в ладоши. До этого не думал, что надо попробовать акустику зала. А тут задумался. И несколько раз ударил в ладоши… И понял: звучит…

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.