bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Свидание на Каменном мосту



Ждали, когда зажгутся фонари. Чтобы электрический свет прорезал плотные сумерки, которые легли на Каменный мост. Фотографу Дмитрию Карпушеву нужны были блик света, которые легли бы на трамвайные рельсы. Мы все послушно ждали. Обсуждали недавнюю грозу, внезапно наставшее лето, сибирский климат и его особенности. Сергей Антонов курил, рассказывал, как однажды с женой и сыном отравился в поход и как, американские комары чуть было не сожрали ребенка…

Идею посадить музыканта с виолончелью посреди трамвайных путей родилась благодаря названию концерта - «Свидание России и Австрии», в котором Сергей Антонов и дирижирует Первой симфонией Гайдна, и играет соло на виолончели Вариации на темы рококо Чайковского.



В Томске можно найти несколько таких мест, которые бы отвечали ему, но точнее всего во всех смыслах - Каменный мост, который когда-то назывался Австрийским. Сергей на авантюру согласился быстро. Большой шлейф его побед на различных международных конкурсах и, прежде всего, на XIII международном конкурсе им. Чайковского, не чувствовался вообще. Казалось, даже американская жизнь тоже не наложила свой отпечаток на поведение музыканта. Музыкант, предпочитающий исключительно классику, потомственный виолончелист, выпускник Московской консерватории, Сергей Антонов готов был рисковать ради идеи, как любой русский.



Начали с «пристрелки» к месту. До того, как главный герой выйдет на сцену, эту сцену должны опробовать статисты, то есть мы. По замыслу фотографа, музыкант будет сидеть между трамвайных путей на белой разделительной полосе. И тут самое важное - следить за трамваями. Как только на горизонте показывался красная или белая громадина, кто-нибудь кричал, как потерпевший: «Трамвай!!!!!!!!!!!!!!», нужно было сойти с разделительной полосы. Но даже когда трамваи не шли, потоком двигались автомобили. На лицах водителей читалось не только удивление и любопытство, но и то неуловимое выражение, которое заменяет известный жест покручивание пальцем у виска.



Наконец, настал нужный момент. Перед тем, как Сергею занять свое место на мосту, Дмитрий Карпушев ставит задачу:

- Ты можешь не играть. Просто красиво держи смычок. Смотри вперед, на БКЗ, не улыбайся. Потом можешь чуть на меня. А потом в себя смотри.

Секунда - и Сергей уже приступил к репетиции завтрашнего концерта. Мимо неслись машины. Некоторые сигналили. Другие сбавляли скорость, чтобы услышать, как сквозь городской шум пробивается нежнейшая музыка Чайковского.



Многое видел Каменный мост за свои 100 лет - и драм неразделенной любви, и экономические спекуляции, и криминальные страсти. Пережил несколько ремонтов, прокладку рельсов. Много раз менял он свои названия - Думский, Питерский, Австрийский, Каменный. Но такая история, что случилась 22 апреля 2016 года, потрясла и его. Сыграть Третью вариацию рококо -Чайковского нежнейшую музыку, когда к тебе из-за спины подкатывает трамвая, а перед тобой сверкая фарами льется автомобильный поток, сыграть спокойно, глубоко и проникновенно…Такого еще не было.

- Я смотрел вперед и считал секунды на светофоре. Помогает сосредоточиться, - признался потом музыкант.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото6 Дмитрий КАРПУШЕВ,