bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

А вы могли бы пропеть монолог Гамлета?
Шекспир-400



Только Музыка и Театр не задают вопроса: кем был Вильям Шекспир? Был ли вообще или он - великая мистификация. Им достаточно того, что он поставил краеугольный вопрос жизни: быть или не быть? С тех пор многие поколения артистов с подмостков разных стран задают этот вопрос. Достаточно того, что до нас дошли сонеты, подписанные именем Шекспира. Многие композиторы переложили их на музыку. И они звучат на разных языках мира. Достаточно того, что зрители и четыре века спустя сопереживают героям «Ромео и Джульетты», «Макбета», «Двенадцатой ночи», «Гамлета», «Короля Лира».

Исходя из этой абсолютной истины, что гений Шекспира будет всегда и всех волновать, режиссер и автор программы «Шекспир 400» Вера Тимофеева соединила музыку эпохи Шекспира и слово Шекспира. Ведь и концерт был из абонементного цикла «Стань музыкою, слово».



Акцент на Ренессансе - эпохе, породивший феномен шекспировской живой речи, сделали не только артисты музыкально-поэтического театра «Ренессанс» Маргарита Кисурина и Андрей Бяликов, но и музыка XVI века. В исполнении солистов Томской филармонии Вероники Цай, Ирины Макаровой, Владимира Ячникова, Евгения Штейнмиллера прозвучали мадригалы на английском и немецком языках. Пропет был в том числе и один из монологов Гамлета.



Само слово Шекспира, отлитое в строчки «Гамлета», «Короля Лира», «Ромео и Джульетты», «Двенадцатой ночи», представил актер Томской драма Александр Рогозин. За вечер воплотить на одной сцене вечные образы - Гамлета, Короля Лира, Себастьяна - задача, не решаемая в формате драматического спектакля, но вполне посильная в концертном исполнении. Для самого же актера - это большое счастье и большая удача, войти в этом мир шекспировских героев и прожить их чувствами хотя бы несколько минут. Темперамент молодого артиста заставил говорить этих героев с юношеским максимализмом и горячностью.

        

Музыка Нино Рота - главная тема из фильма Дзефирелли «Ромео и Джульетта», которая звучала вначале каждого отделения в исполнении Светланы Чудаковой (орган, фортепиано), как камертон, настроила аудиторию на различные воплощения шеспировских тем.



И второе отделение получилось «кинематографическим». Открыл его вокальный цикл из восьми сонетов Микаэла Таривердиева, написанный им в 1980 году к фильму «Адам женится на Еве».

  
 
Сонеты «Люблю», «Я виноват», «Увы, мой стих» и другие исполнили Евгений Штейнмиллер, Владимир Ячников и Ирина Макарова. И это была премьера этого цикла на сцене Органного зала. Музыка Баха и еще один фрагмент из «Гамлета» напомнили и о знаменитом фильме Григория Козинцева «Гамлет», где в главной роли снялся наш земляк - Иннокентий Смоктуновский.



Театральный игровой прием - выноса табличек (блестящая идея В.Тимофеевой) - оживлял действие, одновременно собирая его в единое целое и отбивая темы и такты. Это были своеобразные путевые указатели в путешествии по стране, выдуманной Шекспиром. Примечательно, что путешествие случилось день в день, когда мир отмечал и день рождения великого барда эпохи Елизаветы, и день его смерти - 23 апреля.

Татьяна ВЕСНИНА.