bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Играли по смычку маэстро

Сергей Антонов исполнил Вариации на тему рококо Чайковского вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром.

Концерт «Свидание России и Австрии» по многим причинам оказался не рядовым событием в музыкальной жизни Томска. Название симфоническому концерту дали два сочинения, заявленные в программе, - Первая симфония Й. Гайдна и Вариации на тему рококо П.И. Чайковского. Но не сами произведения, а их исполнители сделали вечер 24 апреля незабываемым.



Приглашение лауреата международных конкурсов, обладателя золотой медали конкурса им. Чайковского Сергея Антонова в номинации «виолончель» в качестве дирижера и солиста уже подняло статус концерта до всероссийского уровня. Сергей Антонов около десяти лет живет в Нью-Йорке, дает там концерты, но как солист Московской филармонии имеет редкие возможности выступать в российских залах. И никогда не упускает шанса показать себя в двух ипостасях сразу.



Заявленное сольное исполнение Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского создавало интригу для слушателей. Дирижер и одновременно солист-виолончелист для томской музыкальной сцены - явление крайне редкое. Как можно дирижировать и одновременно вести сольную партию? Управлять оркестром спиной к музыкантам? Оказалось, что при абсолютном взаимопонимании дирижера и оркестра все возможно.



Первый ауфтакт Сергей Антонов дал смычком, а не дирижерской палочкой. Затем музыкант занял свое место перед музыкантами, но лицом к публике. И уже с первыми звуками его виолончели стала очевидной и третья особенность концерта. Такой редкой красоты, чистоты и объема звучания, такого уникального тембра инструмента многие из слушателей давно не слышали в зале Томской филармонии. Виртуозностью игры, глубиной прочтения произведения, благородством и изяществом подачи классического материала Сергей Антонов приковал внимание зала к тому, что происходит на сцене. Следить за музыкантами, которые играли «по смычку» маэстро, оказалась невероятно увлекательно.



Драматургия сочинения, которое, по замыслу композитора, должно демонстрировать исключительно мастерство виолончелиста, располагает к тому, чтобы свои таланты смогли проявить и музыканты оркестра. Когда пиццикато струнных дружно поддерживали голоса деревянных и медных духовых, когда голосу виолончели Антонова отвечали флейты Евгения Некрасова и Елены Павловой, гобои Дениса Смирнова и Валерия Ратушного, кларнеты Евгения Лукьянчука и Николая Сбитнева, валторны Ярослава Прокофьев и Романа Мурова, трубы Михаила Струганова и Виктора Ермакова, - создавалось впечатление, что шедевр П.И. Чайковского рождается в присутствии слушателей. Рождается как результат того особого состояния оркестра, когда все получают удовольствие от игры.



- Непривычно играть такую музыку без дирижера, - согласился маэстро. - Это произведение практически никогда не исполняется без дирижера. Но в моей практике уже был случай, когда играл его с оркестром и без дирижера. Просто надо быть спокойным и себе доверять. Я убежден, что в таком варианте появляются удивительные вещи, которые никогда с дирижером не сделаешь. С Томским симфоническим оркестром работать было невероятно легко, взаимопонимание с музыкантами установилось буквально с первой репетиции.



Программа концерта была выстроена так, чтобы настроение праздничности, приподнятости, рожденное после Первой симфонии Й. Гайдна, филигранно продирижированной и достаточно тонко сыгранной, получило новый импульс от Вариаций на тему рококо Чайковского, и нашло своею абсолютное воплощение в Первой симфонии Ф. Мендельсона. Произведение, написанное 15-летним композитором, наполненное романтическими переживаниями, страданиями и мечтами, сегодня крайне редко исполняется. Особенно в российской провинции.



- Конечно, мои пристрастия сейчас – это романтическая музыка. И я хочу, как можно дольше оставаться в этом настроении, - признался Сергей Антонов. - На этом концерте мне хотелось исполнить свою мечту: наполнить зал атмосферой праздника. Я только недавно встал за дирижерский пульт. По сути, это мое начало дирижерского пути. И для меня важна праздничная атмосфера. Мне не хочется начинать дирижерскую биографию с того, что называется каторжной работой.



Желание маэстро нашло свое блестящее воплощение. Зал очень долго не отпускал солиста и маэстро со сцены.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.