bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Джаз – ты моя религия


б объединяющей силе джаза сказано в формулировке генеральной ассамблеи ЮНЕСКО, которая и учредила праздник для всех любителей этой музыки. Последний концерт из абонементного цикла «Jazz +» объединил произведения В.А. Моцарта с сочинениями Дж. Гершвина и А. Цфасмана, Томский Академический симфонический оркестр под руководством Ярослава Ткаленко с народным артистом России Даниилом Крамером - пианистом, одинаково виртуозно играющим джаз и классику, а также музыкантов и слушателей.



- Я думаю, что ни у кого не возникнет мысли, что это как-то не органично. Потому что танец Моцарта ничем не хуже танца джаза. Они просто разные. Но это все замечательная музыка и замечательный ритм и, выражаясь современным музыкальным языком, великолепный драйв, в том числе у Моцарта, - признался перед концертом Даниил Крамер. - Потому что джаз создавали люди, религиозные до мистики, и джазовая музыка до сих пор сохранила свою обрядность. Музыканты, которые играют джаз, знают, что они это делают для того, чтобы люди в зале объединились.

Поэтому и в названии концерта Sympho-Jazz уже была заявлена объединяющая идея. Как известно, течение sympho-jazz возникло в начале 20-х годов ХХ века в Америке, и причиной его рождения стало произведение Джорджа Гершвина Rhapsody in Blue, в котором композитор по просьбе дирижера Пола Уайтмена джазовые задачи решил симфоническими средствами.
У Rhapsody in Blue есть несколько русских переводов - Рапсодия в стиле блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах, но…



- Но все названия не точно передают смысл, - предупредила слушателей Наталия Чабовская, молодой директор филармонии, которая дебютировала в БКЗ в роли ведущего концерт, - «in blue» - это особое состояние негритянского исполнителя джаза.
Она напомнила публике историю произведения, которое сделало знаменитым молодого композитора и навсегда вошло в список самых исполняемых произведений, как джазменами, так и классическими музыкантами. Исполнялась Рапсодия как Томским оркестром, так и Даниилом Крамером уже не раз, но на концерте 29 апреля они сыграли вместе впервые.

- Мы объединились! - с удовлетворением констатировал пианист. - Мы сработали, как один организм.



В процесс совместного создания музыки были включены и слушатели. Собственно, определенное «включение современности» произошло еще во время исполнения Концерта для фортепиано с оркестром № 12. Это виртуозное и глубокое сочинение Моцарта, созданное им совсем в юном возрасте, прозвучало в оригинальной интерпретации Даниила Крамера. Пианист в своей сольной партии, и особенно в каденциях, выразил отношение человека XXI века к образцу венской классики, не изменяя и не нарушая при этом моцартовскую мелодику, гармонию и стиль, но внося дополнительные, новые художественно-выразительные элементы из арсенала современного исполнителя.

Апогеем джазового драйва, безусловно, стала Rhapsody in Blue Гершвина, которая была встречена бурной радостью со стороны слушателей и криками «Браво!». Но по части драйва ей не уступили две Импровизации, сочиненные самим Д. Крамером. Пьесы, контрастные по характеру - лирическая и мажорно-темпераментная, подготовили переход к «Джазовой сюите» выдающегося советского композитора и дирижера Александра Цфасмана. Многим хорошо знакомые четыре части сюиты – Снежинки, Лирический вальс, Полька и Быстрое движение – прозвучали на одном дыхании.



Завершившее программу сочинение обозначило еще одну характерную черту «симфоджаза» - вбирать в себя контрастные краски, передавать аромат эпохи в соединении лирического мелоса и резких, взрывных джазовых акцентов. Дабы подчеркнуть, что нет непроходимых граней между классикой и джазом, на бис Д. Крамер исполнил произведение В.А. Моцарта, сделав структуру концерта симметричной и во всех смыслах образцовой, т.е. классической.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.