bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Вечное движение по законам гармонии



«Если сравнить филармоническую жизнь с каким – либо механизмом, то следует упомянуть машину времени и перпетуум мобиле» - эти слова прозвучали уже в самом конце торжественного вечера, подводя итог поздравлениям, пожеланиям и, конечно, рассказу о биографии первой в Сибири профессиональной концертной организации.

Концерт, завершивший череду праздничных мероприятий, и стал своего рода машиной времени, которая мгновенно переносила в разные эпохи, стили и жанры. Первое слово предоставили, конечно, музыке. Увертюра «1812» П.И. Чайковского в исполнении Томского симфонического оркестра под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко, оправдывая жанровое назначение, стала вступлением к истории создания филармонии на томской земле.

Еще шла война, еще впереди были снятие Ленинградской блокады и Сталинградская битва и поход на Берлин, а томская художественная и научная интеллигенция стала ходатайствовать о создании в Томске филармонии. Основание было очень веское - в Сибирские Афины, как стали называть город после открытия университета, был эвакуирован Комитет по делам искусств СССР, число музыкальных и театральных деятелей увеличилось в разы. Многие из них выступали в томских бригадах, которыми руководило концертно-эстрадное бюро во главе с Моисеем Малометом, потомственным дирижером и педагогом. Но только 22 мая 1946 года был подписан приказ Комитета по делам искусств СССР о создании в Томской области областной государственной филармонии. Он стал благодарностью за гостеприимство томичей и ответом на ходатайство томских музыкантов.

 

Дата подписания приказа и считается днем рождения Томской филармонии, которая была создана первой в Сибири сразу после войны. Фотохроника тех лет, представленная на экране, познакомила уже новое поколение слушателей и с первым главным дирижером симфонического оркестра М. И. Малометом, и с легендарным директором филармонии В. С. Цейтлиным, учеником Михоэлса, который проработал на посту руководителя с 1948 по 1964 годы. Именно он пригласил на гастроли в Томск Мстислава Ростроповича в 1953-м. Святослава Рихтера в 1957-м, Игоря Ойстраха в 1958-м, Эдди Рознера, с которым судьба его связала еще в 1940-м . Но самым первым из известных музыкантов той поры был композитор Исаак Дунаевский, который прибыл на гастроли в Томск осенью 1949 года вместе со своим оркестром. Заздравная песня Дунаевского в исполнении Светланы Ренье, солистки Томской филармонии, связала прошлое и настоящее.

За 70 лет вместе с музыкантами Томской филармонии, на ее сценах - в Органном и Большом концертном залах, побывали артисты и коллективы, чье творчество вписано золотыми буквами в историю мирового искусства. Так, кадры из документального фильма Юлии Ратомской напомнили о концертах народного артиста СССР Николая Петрова вместе с Томским оркестром летом 1997 года. С некоторыми музыкантами Томскую филармонию связывают особые отношения. Среди них маэстро Валерий Гергиев - многим памятен не только последний его приезд в Томск в апреле сего года, но и первый концерт в 2013 году, когда вместе с музыкантами Симфонического оркестра Мариинского театра играли и музыканты Томского Академического симфонического оркестра Пятую симфонию Г. Малера. Благодаря подписанному Соглашению между Мариинским театром и Томской областью, филармония уже третий год осуществляет проект «Дети играют с оркестром», и этот конкурс патронируют губернатор Томской области Сергей Жвачкин и директор Мариинского театра Валерий Гергиев.



Нельзя не назвать еще одно имя в это славном ряду - это имя народного артиста России, самого харизматичного пианиста современности Дениса Мацуева. Он лично поздравил Томскую филармонию и Томский Академический симфонический оркестр с 70-летием. Обращаясь с экрана к публике, сидящей в зале, пианист вновь признался в любви к Томску, подтвердил свое желание вновь приехать в Томск и вновь сыграть вместе с оркестром. Теперь уже на новом концертном рояле марки «Steinway&Sons», на том самом рояле, который он сам выбрал для Томской филармонии на фабрике в Гамбурге, на том самом инструменте, который Томская филармония получила в юбилейном 2016 году как подарок и от областной администрации, и от спонсоров, и от Мацуева лично.



На праздничном концерте рояль звучал дважды. Сначала лауреат международных конкурсов пианистов, солист Томской филармонии Павел Шинкевич вместе с лауреатом международных конкурсов Евгением Лукьянчуком (кларнет) исполнил Фантазии на темы оперы «Кармен» А.Розенблатта, а в финале - Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Л.Бетховена.

Музыка не имеет границ. Эту истину доказал и показал артист Томского Академического симфонического оркестра Алексей Шелест, исполнив соло на трубе в сочинении американского композитора Джулса Леви "Фантазия на русские темы". Номер запомнился не только превосходным исполнением сочинения, которое впервые звучало в Томске, но и тем, что публике был представлен молодой музыкант, который влился в музыкальную семью Томского симфонического в юбилейном для коллектива году. Выпускник Волгоградского института искусств Алексей Шелест приехал из Рязани по приглашению руководства филармонии. Приехал не один, а всей семьей. Его жена, Екатерина, работает администратором ансамбля "Сибирские узоры". Алексей вышел на авансцену сразу после того, как ведущие концерта музыковед Вера Тимофеева и артист Евгений Шевелев рассказали о том, что в составе оркестра образца 1946 года играли музыканты, приехавшие из разных городов Советского Союза, что главные дирижеры выезжали в другие города, чтобы найти недостающие "голоса" в оркестре.

  


Голос своего гобоя показал публике артист симфонического оркестра Денис Смирнов. Одна из самых известных мелодий Энрико Морриконе «Гобой Габриэля» блестяще прозвучала в его исполнении.




Для ветеранов оркестра, которые из зала слушали своих коллег, выход на авансцену молодых музыкантов напомнил те дни, когда в Томской филармонии проходили фестивали кларнетной, флейтовой музыки. Эти фестивали были организованы еще одним легендарным директором Моисеем Мучником по инициативе главного дирижера оркестра Илмара Лапиньша. Ветеранов и руководителей филармонии минувших лет приветствовал весь зал.


Разделить радость со своими коллегами пришли Александр Жеравин, который организовал первые гастроли оркестра на томский север, Ольга Лесина, в бытность которой оркестр и ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» и другие коллективы стали выезжать за рубеж на гастроли и международные фестивали. Не просто пришел, но вышел на сцену пожать руку музыкантам оркестра, с которыми дружит давно, томский композитор Константин Лакин. Фрагменты его эпической «Песни о Сибири» стали иллюстрацией прозвучавшей мысли, что оркестр всегда сотрудничал с современными композиторами, и многие из них доверяли свою музыку именно томскому оркестру. И среди них композитор с мировым именем - Эдисон Денисов, томич по рождению и гражданин мира по масштабу своей музыки. Международный форум его имени открывал 70-й юбилейный сезон и собрал рекордное количество исполнителей и слушателей.



В музыкальную канву юбилейного концерта были вплетены поздравления и награждения музыкантов филармонии. Ведь именно они были главными героями торжественного вечера.Орденом «Слава Томской области» был награжден народный артист России Сергей Зеленкин, медалями «За достижения» - главный администратор Любовь Габова, музыканты Екатерина Лаптева (арфа), Владимир Пестов (гобой), Ольга Пивоварова (скрипка). Нескольким музыкантам филармонии – Максиму Алдохину (домра), Наталье Баталовой (контрабас) и Владимиру Дорохову (ударные инструменты) – заместителем Губернатора Анатолием Рожковым были вручены Благодарности Томской области. Серебряные знаки из рук председателя Законодательной Думы Томской области Оксаны Козловской получили главный дирижер оркестра Ярослав Ткаленко, музыканты оркестра Захар Никифоров (валторна) и Елена Павлова (флейта). Благодарностями Думы Томской области отметили артистку ансамбля «Сибирские узоры» Екатерину Дворниченко и скрипача Геннадия Петрикина.

Несколько раз на сцену поднималась и нынешний директор Томской филармонии, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская, чтобы принять награды для учреждения и поздравления от областной администрации и профсоюза работников культуры. Она недавно приняла этот пост от Марины Шериной, руководившей филармонией последние пять лет, много сделавшая для укрепления материальной базы учреждения. Перед концертом, в интервью телевидению, Наталия Чабоская, рассказала о планах на ближайшее будущее, акцентировав внимание на крупном оперном проекте, который поддержан Министерством культуры РФ - создание и постановка оперы «Ермак». Премьера концертного исполнения намечена на осень текущего года, постановкой будет руководить главный дирижер Ярослав Ткаленко.




Концертное исполнение оперных произведений в городе, где нет своего театра оперы и балета - это еще одна традиция Томской филармонии, которая берет свое начало в 50-х. Тогда под руководством выдающегося дирижера Арнольда Каца, бывшего в ту пору главным дирижером Томского симфонического оркестра, было поставлено около 20 опер В них свой вокальный дар демонстрировали заслуженная артистка РСФСР Наталия Гаврилова и замечательный тенор Григорий Шевченко. Сегодня эту традицию продолжают лауреаты международных конкурсов вокалистов Вероника Цай и Евгений Штейнмиллер. В их исполнении прозвучали арии из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» и оперетты И.Кальмана «Сильва».

Не только 70-летие симфонического оркестра, но и 35-летие с момента установки органа отмечает нынче Томская филармония. В семью больших органов Томск был принят в июне 1981 года, когда сотрудники немецкой фирмы «Зауэр» установили орган. «Я счастлив, что орган по-прежнему (с 1981 года!) находится в приличном состоянии! Это один из хороших российских органов. Берегите достояние России», - написал Гарри Гродберг после своего концерта в июне 1992 года. Именно он первым опробовал Томский орган в работе.



Включение видео из Органного зала стало приятным сюрпризом для публики. Токкату Боэльмана из «Готической сюиты» для органа исполнила лауреат международных конкурсов органистов Мария Блажевич. Само звучание короля инструментов разнообразило музыкальную палитру праздничного вечера. Сегодня трудно представить афишу филармонии без традиционных «Летних вечеров в Органном зале», без концертов уникального абонемента «Два короля», когда исполняются произведения для органа и симфонического оркестра. Инициатором этих проектов является органист, художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков. С сентября 2012 года Томская филармония стала одной из немногих в России, где на постоянной основе работает органный дуэт. Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков, победители международных конкурсов органистов. За это время они сформировали свою слушательскую аудиторию.

Ярким пятном в палитре концерта стало выступление ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры», которые были созданы томским композитором Геннадием Черненьким в 1978 году. Попурри из русских народных мелодий, песни, хорошо всем знакомые, в сочном исполнении солисток Екатерины Дворниченко и Татьяны Костылевой взорвали тишину в зале громом оваций. Под эти аплодисменты ансамбль уехал на гастроли в Каргасок.



О том, что в районах области любят артистов филармонии, ждут их приезда, с радостью идут на концерты симфонической и народной музыки, говорили в своих видеопоздравлениях Маргарита Шевелева, председатель Думы города Стрежевой, и Наталья Ермакова, начальник отдела культуры администрации Каргасокского района. Обе вспоминали гастроли Томского симфонического оркестра в 2014 году. О тесных дружеских и творческих связях томских музыкантов с Новосибирской филармонией говорила в своем обращении к коллегам Ольга Осипова, заместитель директора Новосибирской филармонии.



Одой музыке и апофеозом творческого содружества, подтверждением того, что в филармонии музыка и люди становятся друзьями, позвучало сочинение Бетховена в исполнении музыкантов Томской филармонии и хоровой капеллы ТГУ под руководством профессора Виталия Сотникова. Эта фантазия объединила в одном душевном порыве сцену и зал и поставила красивую точку в празднике. Но не в истории филармонии. Вечное движение по законам гармонии продолжается.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ,
          Александр МОрозов.