bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Князев закрыл, Мацуев откроет


Музыкой Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского завершил свой 70-й сезон Томский Академический симфонический оркестр. В афишу концерта вошли «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, Концерт № 1 для виолончели с оркестром Д.Д. Шостаковича и знаменитые «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского. Выбор русской музыки, с одной стороны, приурочен ко Дню России, а с другой – был продиктован творческим потенциалом и художественными задачами оркестра, а также предложением солиста – заслуженного артиста России Александра Князева.


- Для завершения концертного сезона мы обратились к одному из ярчайших произведений не только русской, но и мировой классики, - пояснил главный дирижер и художественный руководитель оркестра Ярослав Ткаленко. - «Картинки с выставки» - это веер разнообразнейших эмоциональных состояний и впечатлений, от медитативных "С мёртвыми на мёртвом языке" и "Старого замка" до грандиозных "Богатырских ворот. В стольном граде Киеве". Последнее - особенно радует и воодушевляет! Русский дух воспет русским гением!

 

Музыка Модеста Мусоргского в 70-м сезоне в Большом концертном зале филармонии звучала впервые. Да и «Картинки с выставки» в полном объеме не исполнялись оркестром около 15 лет, хотя отдельные части из цикла часто звучат в различных программах. Но отличие минувшего концерта от предыдущих исполнений - в составе инструментов. Для исполнения соло в пьесе «Быдло» из другого города доставили тубу, играющую в строе in F. Ее голос значительно выше, чем у традиционной оркестровой тубы. Но именно ей Морис Равель, который ценил и уважал Мусоргского, любил его музыку, доверил роль быдла - так называли польскую телегу с большими колесами, в которую впряжены волы. Благодаря артисту симфонического оркестра Сергею Фурцеву Томск впервые услышал голос этого инструмента. «Из всех сольных партий, что написаны для тубы in F - эта самая сложная», - говорит музыкант. Ему в краткий срок пришлось осваивать и разыгрывать инструмент. «Гимн российскому бездорожью», как в шутку называют музыканты пьесу «Быдло», прозвучал выразительно и запланировано надрывно.



На концерте закрытия случилось еще одно небольшое, но приятное событие, о котором тоже можно сказать «впервые». Людмила Осейкина, студентка Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова класса Н.Н. Кравченко, играла вместе с симфоническим оркестром. Голос ее альт-саксофона стал голосом «Старого замка». Соло Людмилы Осейкиной зал отметил аплодисментами.

  

Овацией и вставанием со своих мест слушатели приветствовали и благодарили Александра Князева. В интерпретации одного из лучших виолончелистов современности сочинение Дмитрия Шостаковича, написанное в 1959 году и отразившие текущий момент (как заметил один известный музыковед, «время страха, подчиненности лжи, игры в оптимизм»), не потеряло своей остроты и актуальности и в то же время приобрело философское наполнение. «Вариации на тему рококо» вызвали не меньший восторг слушателей. Тончайшее пианиссимо и как контрапункт к нему - чувственная экспрессия в кульминации продемонстрировали неповторимый художественный почерк виолончелиста Князева. На бис он исполнил Сарабанду И.С. Баха.



Закрытие творческого сезона ещё не завершило череду музыкальных событий, посвященных 70-й годовщине со дня образования Томской филармонии. Начало ознаменовалось масштабным Международным форумом имени Э.В. Денисова, в 20 концертах которого приняло участие более 300 музыкантов из четырех стран. А в апреле, во время выступления Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева томичи впервые услышали звучание нового концертного рояля «Steinway&Sons», который был куплен при финансовой поддержки администрации Томской области и при активном участии народного артиста России Дениса Мацуева. Именно он будет открывать следующий концертный сезон Томской филармонии своим концертом. А первая половина 2016-2017 сезона ещё порадует томичей юбилейными проектами.


Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.