bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Под музыку Поля Мориа: воспоминания, путешествие, фантазии
 
Два концерта в один день, и оба аншлаговые. Возможно ли? Да, если речь идет о цикле «Летние вечера в Органном зале». И если говорим об органных концертах.

Интерес к программе «По следам Поля Мориа» можно было наблюдать не только в зале 8 июня, но и на подходе к нему. Два слушательских потока, движущихся из зала и в зал, встретились на лестнице Органного зала около девяти часов вечера. Одни шли вдохновленные и возбужденные музыкой с концерта, другие - томимые ожиданием на концерт. Кого-то влекло имя Поля Мориа, легенды 80-х, кого-то - сам орган.

По воле и замыслу инициатора и организатора программы - органиста Дмитрия Ушакова - гармонично - в художественной ткани концерта гармонично соединились воспоминания о музыкальных хитах конца ХХ столетия, цитаты «из Поля Мориа» и органная классика.

Эпиграфом к музыкальной части стали фрагменты из документального фильма-концерта о знаменитом оркестре под управлением Поля Мориа, снятом в СССР в 1983 году. Для одних слушателей эти кадры напомнили времена их молодости и юности, для других они стали знакомством с легендой. В Советском Союзе имя Поля Мориа связывали с именами знаменитого шансонье Шарля Азнавура, для которого он писал аранжировки, и популярной певицы Мирей Матье, чьим директором он был. Чтобы понять, почему имя французского композитора и дирижера было известно даже детям, нужно вспомнить, что музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении - в таких популярных передачах, как «В мире животных», «Кинопанораме». И даже прогноз погоды, завершавший программу «Время» шел под музыку Поля Мориа. Его композиции и его оркестр звучали в популярном мультфильме «Ну, погоди!»

Менуэт в исполнении оркестра Поля Мориа, прозвучавший с экрана, стал тем мостиком в живой концерт, по которому ведущий Дмитрий Ушаков ввел слушателей в круг музыки, раскрывающей феномен французского оркестра и его дирижера. Концерт был построен по принципу кроссовера - пересечения разных стилей, жанров и видов музыки. Классика отражалась в музыке Мориа, и, наоборот. Такое сочетание весьма способствует популяризации классической музыки и привлекает большое число слушателей среди молодежи.

Открылся концерт, как и положено, с классического органного сочинения - Токкатой ми мажор И.С. Баха в исполнении Дмитрия Ушакова. А далее шел номер из репертуара оркестра Поля Мориа - знаменитая композиция «Одинокий пастух» Дж. Ласта и Токката, которые исполнили Дмитрий Ушаков (орган) и Павел Шинкевич.



Ассоциативный принцип, лежащий в основе композиции программы, соединил музыку разных эпох. Тема концерта «По следам…» воплотилась в параллелизме тем, имен, называний. От соединения арии «Agitata da due venti» из оперы «Гризельда», которую исполнила солистка Томской филармонии Вероница Цай, и музыки к известной песне Сергея Никитина «Под музыку Вивальди. на органе, рождалось ощущение «объемного Вивальди». Музыка была дополнена рассказом ведущего о встрече Поля Мориа и Сергея Никитина и истории создания инструментальной версии песни совместно с Виктором Берковским.

Еще одна неожиданная параллель: Маленькая ночная серенада Моцарта и «В духе Фигаро» были исполнены на органе. Очаровала и увела в область сладких грез и воспоминаний знаменитая песня «Mammy Blue», которую спела Вероника Цай. Вместе с солистом филармонии Евгением Штейнмиллером она исполнила еще один хит ХХ века «Мужчину и женщину», который многие помнят по фильму К.Лелюша. Песней «What is the youth» Евгений Штейнмиллер представил другой знаменитый фильм 60-х годов ХХ века- «Ромео и Джульетта» и музыку Нино Рота. В родную для Поля Мориа Францию перенесло исполнение солисткой филармонии Юлией Шинкевич песни «Под небом Парижа», ей аккомпанировали Павел Шинкевич (фортепиано) и Дмитрий Ушаков (орган).

Отправляясь в путешествие «по следам Поля Мориа», его вдохновитель Дмитрий Ушаков «захватил» и современные произведения, написанные для органа, но в жанре легкой музыки - «Вальс осьминога» Холлингхауса и «Рапсодию алля Латина» Штамма. Летний вечер в Органном зале, порадовавший приятными воспоминаниями, завершился музыкой, которая пробуждала фантазии - Токкатой из Органной симфонии №5 французского композитора ХХ века Шарля Видора.


Текс и фото: Татьяна ВЕСНИНА.