bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Эхо прошедшей войны



Традиция сложилась давно. Наверное, с плача Ярославны. Провожать на войну любимых с песней. А в песне - о любви, о верности, об ожидании, о жизни. Как ответ на «плач Ярославны», на «рекрутские» песни родились военные марши - о ратных подвигах, о славе, о чести, о долге, и о любви тоже. Концерт «Священная война», который в Огранном зале прошел в День скорбной даты – 22 июня, соединил и марши, и «плачи». Хотя сама традиция - петь и исполнять музыку, рожденную в 40-е, в день начала Великой Отечественной войны, родилась сравнительно недавно.



В основу литературно-музыкальной композиции были положены воспоминания музыкантов, рассказы о том, как рождалась музыка на войне и о воюющем народе, воспоминания переживших войну о том, как музыка побеждала страх, боль, отчаяние и заставляла жить. Артист Северского театра для детей и юношества Денис Иванищев читал, а музыканты играли.

«Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать…» - строчки стихотворения Семена Гудзенко не звучали в литературно-музыкальной композиции. Но их можно сделать эпиграфом к первому сюжету, с которого начался концерт. К сюжету о защитниках Брестской крепости. Как трубач на стене Брестской крепости играл, играл до последнего «Это есть наш последний и решительный бой…». И голос его инструмента звал, убеждал, утверждал право жить и право умереть за Родину.



Когда Денис Иванищев читал воспоминания музыкантов, то роль трубача, погибшего, но не сломленного, сыграл Алексей Шелест. А потом к первой трубе оркестра присоединилась труба Виктора Ермакова. И два трубача, как и положено им, первыми выводили знакомый мотив Интернационала, а за ними «шел» оркестр, которым в этот вечер командовал (это слово уместно в данном случае) Вячеслав Прасолов.

Музыка войны - по сути, оксюморон, как горячий снег, черное молоко… Музыка - это гармония жизни, ее эквивалент, символ. Музыка - это сама жизнь, вбирающая в себя все оттенки чувств, эмоций, размышлений, наблюдений… А война - дизгармония, разрушение, уничтожение материи и духа. Конечно, это тоже чувства, эмоции, нервы, мысли и звуки… И не дай Бог нам услышать настоящую «музыку» войны - свист, грохот, шипенье, стоны, плач, крики, обрывки фраз, разрывы, тишину как паузу между бомбежками…



Музыка, звучавшая вечером 22 июня в Органном зале филармонии, стала тем универсальным проводником в прошлое, который помог вернуться всем на 75 лет назад и пережить то, что никому не пришлось переживать. Именно этот аспект - аспект воспоминаний был задан уже первым музыкальным номером. «С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист…»,- играл на баяне Александра Комаров, а в зале кое-то из слушателей ему шепотом подпевал.

Название концерту дал знаменитый марш «Священная война», написанный Александром Александровым в первые дни войны. Времени было настолько мало, что он ноты написал мелом на доске, а музыканты занесли их в свои тетрадки. И впервые песня, которой суждено было стать гимном защиты Отечества, была исполнена на Белорусском вокзале 26 июня. Симфонический оркестр исполнил два куплета, и зал вновь ощутил грозную поступь марша «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» .



А тем временем чтец уже рассказывал о жителях блокадного Ленинграда. И слушатели воображали пианиста, которого позвали к умирающей от голода пожилой женщине, чтобы он исполнил для нее несколько любимых ею произведений. Светлана Чудакова, сыгравшая на камерном Стенвее первую часть Лунной сонаты Л. Бетховена, помогла слушателям погрузиться в эту историю.



Еще одна ленинградская история связана с рождением песни Василия Соловьева-Седого «Вечер на рейде». Песню о моряках, о мужской дружбе, о верности и любви к родному городу очень душевного и в то же время мужественно спели Владимир Ячников (тенор) и Евгений Штейнмиллер (баритон).


Больше двух десятков историй подобных прозвучало на концерте. Некоторые вызывали спазм в горле. «Мама, это жизнь! Будем жить!» - эти слова прозвучали в квартире блокадного Ленинграда, когда по радио стали передавать песни. А уж когда Вероника Цай задушевно спела а-капелла «Позарастали стежки-дорожки», слезы выступили на глазах некоторых слушателей.



Потрясла и история скрипача, который не растерялся, что повредили деку скрипки, достал другую и закончил свое выступление на передовой исполнением «Сентиментального вальса» Чайковского. Зал взорвался аплодисментами. Аплодировали Александру Лакину, сыгравшему роль этого скрипача. Он же сольно исполнил «Чардаш» Монти.



В этом концерте нашлось место и "Трепаку" Чайковского, и «Вечному движению» И. Штрауса. И веселым куплетам Карамболины из оперетты «Фиалка Монмарта», которые зажигательно спела Вероника Цай. Потому что музыка войны – это не только музыка смерти, но это музыка жизни, музыка свободы, которую отстоял советский народ.



Концерт оркестр завершил еще одним военным символом – маршем Агапкина «Прощание славянки», который был написан в 1912 году. И зал внимательно вслушивался в эхо прошедшей войны…


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.