bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Фантастическая любовь. Признание в музыке
    

71-й концертный сезон Томская филармония открывает симфонией о «вулканической» страсти Гектора Берлиоза

Можно ли без слов рассказать историю любви? Можно, если ее иллюстрирует музыка. Гениальная музыка. «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза - историей о «вулканической, адской страсти», рассказывающей о любви самого композитора к ирландской актрисе Генриетте Смитсон.

Это наиболее популярное произведение Берлиоза, с которым обычно ассоциируется его имя, не звучало в Томской филармонии более 20 лет. Маэстро Йозеф Суйлен (Нидерланды) выбрал для программы это сочинение романтической музыки из-за ярких тембральных красок, из-за ее палитры роковых страстей, из-за ее фантастической красоты.

Собственно, такую задачу – сочинить симфонию «о свойствах страсти» - и поставил перед собой молодой Гектор Берлиоз. И ему на помощь пришла его безумная любовь.

В первой части, где скрипки сначала меланхолически вздыхают, а потом звучат все тревожнее и тревожнее, представлен портрет лирического и во многом автобиографического героя. Он томим страстью, которая уводит его в мир снов и грез. Во второй части появляется возлюбленная. И она является на «Балу». Образ возлюбленной музыканта рисуют флейта, гобой и кларнет под прозрачный аккомпанемент струнных.

В этом произведении Гектор Берлиоз решительно меняет структуру симфонии. Во второй части вместо классического тогда менуэта композитор вводит вальс. Этот шаг композитора можно сравнить с сексуальной революцией. Ибо в то время вальс еще считался эротическим танцем, ведь партнер клал руки на талию партнерши. В третьей части – еще одно новшество. «Сцена в полях» заменяет традиционное адажио. Безмятежная пасторальная музыка (умолкают все медные, кроме четырех валторн) постепенно становится напряженной и загадочно таинственной. В четвертой части Берлиоз контрапунктом к сельскому пейзажу вводит жесткий марш. И, наконец, пятая часть, которая оправдывает название всей симфонии – является пародией на шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь». «Сон в ночь шабаша», как назвал ее композитор, известна всем любителям музыки и специалистам своей волшебной инструментовкой. Именно на этом волшебном тембральном фоне (таинственное шуршание струнных, глухие удары литавр, отрывистые аккорды медных и фаготов, возгласы флейт и гобоев, которым эхом отвечает солирующая валторна) появляется влюбленная, но в образе ведьмы…

Вам это ничего не напоминает? Да, да, именно героиню романа «Мастера и Маргариты». Об этом странном сближении – читайте далее.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА