bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Почему был наказан Берлиоз?

Несколько слов о мистике «Фантастической симфонии» М. Равеля и романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Для персанажа булкаговского романа Ивана Бездомного композитор Гектор Берлиоз - всего лишь «однофамилец Миши Берлиоза», главы московских литераторов. Как человек девственно некультурный поэт Бездомный ничего не слышал о «Фантастической симфонии» Берлиоза. Не слышал он и оперу Гуно «Фауст», Поэтому и не признал в профессоре-консультанте дьявола.

Зато Михаил Афанасьевич Булгаков прекрасно разбирался в музыке и совсем не случайно председателю МАССОЛИТА дал фамилию композитора, чье самое известное сочинение – «Фантастическая симфония» (особенно две последние ее части) - связано с темой казни, искупления, судного дня.

Именно судный день и искупление реализуется в сцене бала у Воланда, где над Берлиозом произносится окончательный приговор («Каждому будет дано по вере его»). По странному совпадению, композитор Г. Берлиоз был убежденным и последовательным атеистом, как и литератор М. Берлиоз. Но еще в детстве будущий автор «Фантастической симфонии» был очарован музыкой католического богослужения.

       

Есть и еще одно «странное сближение»: в симфонии об «адской страсти» молодой композитор в части «Шествие на казнь» создает резкий контраст пасторальной части. Вот как описывает эту музыку музыкальный критик А. Кениасберг: «Вместо сельского пейзажа, плавных, неторопливых пасторальных тем — жесткий марш, то грозный, то блестящий, в оглушительном звучании оркестра с усиленной группой медных и ударных инструментов. Этот марш заимствован из первой, неосуществленной композитором оперы «Тайные судьбы» на кровавый средневековый сюжет. Вначале слышится глухой гул собирающейся толпы. Затем возникает первая тема марша — мрачный нисходящий унисон виолончелей и контрабасов. Вторая маршевая тема — броская, блестящая, в исполнении духового состава оркестра с ударами литавр. В коде, как нередко у Берлиоза, музыка прямо иллюстрирует программу: «вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом». Солирующий кларнет — этот инструмент персонифицирует образ возлюбленной — поет основной лейтмотив. Его нежное и страстное звучание обрывает мощный удар всего оркестра — удар палача, за которым следуют три глухих ниспадающих звука (пиццикато струнных), словно стук отрубленной головы, упавшей на деревянный помост, — стук, тотчас же заглушаемый неистовой дробью солирующего малого барабана и литавр, а затем — ревом аккордов духовой группы». 

А теперь читаем роман Булгакова, который от начала до конца пронизан музыкальными темами из «Фантастической симфонии»: «Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза». А ведь Михаил Александрович получил предупреждение и не одно о том, что настал его последний час, как только он появился на Патриарших прудах. Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки».

И, наконец, третье и может быть, самое главное сближение симфонии и романа. Героем первого программного в истории романтической музыки симфонического сочинения Гектор Берлиоз сделал молодого влюбленного музыканта, прототипом которого видел себя. Страдания молодого композитора привели к тому, что он попытался отравиться, но не умер, а вошел в состояние летаргического сна. Мистика в этом сочинении связана с темой влюбленности. У Булагова тема любви прочно ассоциируется с образом Маргариты, как с нечистой силой, неслучайно сцену шабоша  писатель ассоциативно сближает с последней частью симфонии Белиоза «Сон в ночь шабаша».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.