bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Королевские игры на сцене


Новый сезон в Органном зале открыли диалогом органа и трубы

Король ждал публику на первый органный концерт в 71-м сезоне, 17 сентября она стекалась под своды Органного зала в предвкушении праздника. Сезон открыли орган и труба. Именно эти инструменты были выведены на афише, а рядом с солирующими инструментами - имена музыкантов: Мария Блажевич (орган, фортепиано), Дмитрий Ушаков (орган) и Алексей Шелест (труба).



Знаменитый Марш принца Датского, написанный Джереми Кларком и который обычно звучит на церемонии бракосочетания королевских особ, подходил для открытия как нельзя лучше. Ведь второе название этого органного сочинения "Trumpet Voluntary» напрямую указывает на солирующий инструмент - трубу. Именно звуки трубы Алексея Шелеста, поддержанные музыкой органа, за которым сидела Мария Блажевич, возвестили о начале 71-го сезона в Органном зале.

Одновременно концерт «Орган + Труба» открыл филармонический абонемент «Орган плюс» (абонемент №9). В его рамках король инструментов объединяется со своими коллегами по музыкальному цеху - трубой, кларнетом, ударными инструментами и саксофоном. Такие сочетания не новы, и постоянные посетители органных вечеров прекрасно помнят аншлаги на концертах «Орган vs Ударные» или «Орган + саксофон». Собственно, популярность у слушателей концертов такого формата и побудила филармонию объединить предложения и пожелания в один абонемент.

Есть логика в том, что первый абонементный концерт посвятили музыке, написанной для органа и трубы. Такое сочетание, как труба и орган, в котором тоже звучат трубы (в томском органе их около двух тысяч), - давнее, имеет богатые традиции. Особенно такой состав инструментов популярен в англоязычных странах, прежде всего, в Англии и США.



Программа включала как дуэтные номера, так и те, где солировал орган. Но при этом произведения, исполняемые королем инструментов, так или иначе, были связаны с темой духовых, с темой труб, фанфар и вообще медных духовых. Например, сочинение бельгийского композитора XIX века Жан-Николя Лемменс так и называется – «Фанфары». Его исполнил Дмитрий Ушаков (орган). Музыканты показали, как тему фанфар использовал в своей опере «Аида» Д. Верди - знаменитое соло трубы, которое звучит в конце второго акта оперы, исполнила Мария Блажевич.



Много виртуозной музыки с солирующей трубой сочинено композиторами эпохи барокко. Этот музыкальный период был представлен сразу несколькими авторами. Алексей Шелест и Дмитрий Ушаков исполнили Концерт для трубы и органа в трех частях Джузеппе Тартини. Виртуозная и жизнерадостная музыка в безупречном исполнении вызвала шквал аплодисментов. Еще одно произведение следует отнести к барочной эпохе – это кантата №51 И. С. Баха (какой же органный концерт без Баха!). Заключительный номер кантаты – Хорал и виртуозная юбиляция «Аллилуйя» прозвучал в исполнении Вероники Цай (сопрано) и Алексея Шелеста. Если барочная музыка маркировала нижнюю границу исполненных произведений, то верхняя, современная, была представлена «Радостной токкатой» Х.А.Штамма, которую немецкий композитор сочинил лет пять назад. Заметим, органный дуэт Томской филармонии поддерживает творческие связи с Х.А. Штаммом.



Музыка ХХ века по праву была представлена джазовыми страницами. Ведь джаз – это явление именно ХХ века, а труба – один из самых активных инструментов в джазовых композициях. Но прежде, чем зазвучала труба Алексея Шелеста, Дмитрий Ушаков продемонстрировал публике, как звучат «Снежинки» Александра Цфасмана, родоначальника советского джаза, на органе.



Украшением концерта и его красивым завершением стало исполнение одного из самых популярных джазовых сочинений – Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина. Она прозвучала в версии Тимофея Дакшицера, выдающегося трубача Советского Союза, который и заложил традицию исполнять ее на трубе с аккомпанементом. Партию фортепиано исполнила Мария Блажевич, партию органа – Дмитрий Ушаков, соло на трубе – Алексей Шелест.



Татьяна ВЕСНИНА.