bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Чудеса да и только!
Филармония познакомила юных томичей с волшебством музыки и слова

«Мама, а сестры такие некрасивые потому, что злые?». «Ой, принцесса… Нет, дочка, это Лебедь… Нет, принцесса! Смотри, какое платье». Диалоги маленьких слушателей, которые пришли на «Сказку о царе Салтане» - могли бы стать лучшими отзывами на премьеру музыкального спектакля.. Он стал первым в новом сезоне, открыв традиционный абонементный цикл "Сказки с оркестром".



Дети чутко реагировали на каждое событие, которое происходило на сцене Большого концертного зала. Вот голос трубы возвестил волшебную тему, а актер Александр Рогозин объявил название пушкинской сказки, и под лирическую, светлую музыку, которую оркестр под управлением Владимира Сапожникова будто ткет из невидимых нитей, художница Екатерина Бирюкова начинает песком рисовать сначала портрет Пушкина, потом трех девиц, сидящих рядком. Зал затихает вместе наступлением темноты. И только изредка плач малышей нарушает мелодии сказки.



Как же можно одним взглядом все охватить разом - и руки дирижера, который обращается то скрипкам, то к арфе, то деревянным духовым, то дает сигнал «меди» и ударным, и жесты чтеца, который помогает себе руками, и руки художницы, из под которых рождаются сказочные персонажи. В единстве всех движений, в гармоничном слиянии музыки, голоса и песка рождается чудо сказки.

Вот Салтан собрался в поход - оркестр заиграл марш - на экране появился витязь в шлеме и за ним войско. Звучат медные - и на экране один за другим появляются тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Заиграла арфа - и на экране стала появляться Царевна -Лебедь. А первый раз, на встречу с князем Гвидоном, которого в тот момент играл Александр Рогозин, из-за кулис вышла «настоящая» Царевна - Светлана Ренье. И запела… Появление прекрасной Царевны вызвало восторг зала. Но вот уже князь Гвидон превращается в шмеля, и на весь тысячный зал звучит самая популярная оркестровая интермедия - Полет шмеля, скрипки в бешеном темпе несут Гвидона на свидание с отцом. И вот уже Салтан рассматривает шмеля на носу Бабарихи - комичность ситуации подчеркивает и голос Рогозина, и музыка Римского-Корсакова, и песочная композиция Бирюковой. В дирижерской интерпретации две темы - чудес и комического - оттеняют одна другую, и оркестр как самый значительный участник события создает пульсацию сказочного времени.



Время в сказке несется семимильными шагами. Незаметно пролетел час, и вот уже в зале зажегся свет, и кто-то из зрителей кричит «Браво!». Аплодисменты и возгласы по праву следует адресовать не только исполнителям, но и режиссеру - музыковеду Вере Тимофеевой..

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.