bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Поговорим о дирижёре


Представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Тромбон, кстати говоря, один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Тут то ему и приходится поглядывать на дирижера. 
Похожая ситуация и у сидящего на самом краю оркестра скрипача. Кроме скрипок он практически ничего не слышит. Опять таки, выручит в такой ситуации  - дирижёр!

Так кто же такой дирижёр, в чём заключается его задача, и когда и почему возникла эта профессия ?

Дирижёр ( от фр. diriger - управлять, руководить ) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой ( оркестровой, хоровой, оперной и т.д. ) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.


От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Выполняет он  несколько задач, основная из которых - задать темп и указывать размер. Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой кстати  тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным "театром мимики и жеста". С непривычки это может и рассмешить.
Стоит отметить, что многие современные дирижеры нередко обходятся и без палочки.

История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха. Им активно стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.
Сначала руководил оркестром один из музыкантов ( как правило -  композитор ). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров требовалось несколько, их число могло доходить до 5. Один руководил хором, другой - струнной группой.


В конце концов выделился "главный" дирижер с той самой небольшой палочкой, которой он махал периодически над оркестром. Им оказалась так называемая "первая скрипка", или концертмейстер - скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру. Тот самый, которому дирижер обычно пожимает руку. А его палочка - просто-напросто -  смычок. Из него-то и произошла "волшебная" палочка дирижера. В связи с ростом оркестров, концертмейстера пришлось освободить от игры на скрипке. Так и появился самый настоящий дирижер ( а появился он в начале XVIII века ) .

Поклонники эстрады, джаза, рок-музыки зачастую отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, казалось бы, и без него. На самом деле это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это - барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.


Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника - гитаристы. Один - бас-гитарист, другой - обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта "группа дирижирования" называется "ритм-секцией". Именно от этой "секции" и  зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.
Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару. Первоначально у неё  было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Движения дирижера и его жесты должны быть точны и экономичны, характерны и действенны. Точность и экономичность движений — это метрономирование. Характерные и действенные движения относятся к дирижированию. И то и другое, вместе и порознь, — управление. Дирижирование мы определяли в введении. Метрономирование  - установка равномерной скорости движения, отбивание рукой такта.
Точность движений дирижера должна выражаться:

  • в математически равной длительности по времени всех взмахов в такте
  • в ясности рисунка каждого размера
  • в различии движений на сильных и слабых частях такта: сильные части должны отмечаться более энергично, нежели слабые.

Экономичность выражается в отсутствии ненужных, излишне больших движений. Всякое движение дирижера, даже при простом метрономировании, должно что-то "говорить" хору, иначе оно будет пустым, ненужным. Метрономирование само по себе не выражает ничего сложного, и если при этом отсутствует экономия в движениях, то получается махание руками впустую. Метрономирование, с его точностью и экономичностью в движениях, еще не делает дирижера. Это управление «до плеч» может быть очень умным, ловким и даже мастерским, но все это - только введение в ту область, где начинается дирижирование. Точные и экономичные движения дирижер должен сочетать с тем внутренним артистическим началом, которое оживило бы движения, сделало бы их характерными, отражающими художественное чувство дирижера. Только тогда метрономирование перерастает в дирижирование.
На всякое характерное движение дирижера хор всегда отвечает теми чувствами, какие оно выражает. Если движение не оказало желаемого действия, значит оно было недостаточно характерным. Таких нехарактерных жестов надо избегать: помимо того, что они нередко бывают смешны, они всегда прерывают контакт дирижера с оркестром, ансамблем, хором и т.д.

Теперь поговорим непосредственно о движениях дирижёра: они заданы так называемыми схемами. Сильные доли такта во всех схемах обозначаются движением сверху вниз. Последние доли - к центру и вверх. Вторая доля в 3-дольной схеме обозначается движением вправо ( от дирижёра ), в 4-дольной - влево. Движения левой руки строятся как зеркальное отражение движений правой руки. На практике применение такого симметричного движения обеих рук нежелательно. Напротив, чрезвычайно важным является умение пользоваться обеими руками независимо друг от друга, так как в технике дирижирования принято разделять функции рук. Правая рука предназначается преимущественно для тактирования, левая рука даёт указания в области динамики, выразительности и  фразировки. На практике, правда, функции рук никогда не бывают строго разграничены. Чем выше мастерство дирижёра, тем чаще и сложнее проявляется в его движениях свободное взаимопроникновение и переплетение функций обеих рук. Движения крупных дирижёров никогда не отличаются прямолинейной графичностью: они как бы "освобождаются от схемы", но при этом всегда несут в себе наиболее существенные для восприятия элементы её.

Источник