bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Добро пожаловать на "Королевский прием"


Лауреат международных конкурсов Антонио ди Дедда открыл фестиваль органной музыки в Томске

…Тридцать пять лет назад в Томск прибыл король из Восточной Германии, из семьи Зауэр, с очень хорошей родословной, средних размеров, но ладно скроенный и даже изящный, несмотря на тонны веса. Ему отдали самый лучший по акустике зал в Сибири. И с тех пор в этом зале он ведет прием слушателей. В честь своего 35-летия король решил устроить по-настоящему королевский прием с приглашением иностранных гостей.

Так можно было бы написать об органе - короле музыкальных инструментов, будь он человек. Тридцать пять - возраст, вполне сопоставимый с человеческой жизнью. Среди органной семьи есть и более зрелые инструменты. Вступление органа в пору зрелости Томская филармония решила отметить международным фестивалем.


От Баха до Таривердиева



- Антонио ди Дедда еще молод, ему нет и 25, а он уже желанный гость на самых престижных органных сценах Европы и мира, - торжественно представил художественный руководитель филармонии и органист Дмитрий Ушаков лауреата самых престижных конкурсов органистов первого музыканта, которому выпала честь быть первым на «Королевском приеме».

Среди многих и заслуженных побед - третья премия в нынешнем конкурсе имени Микаэла Таривердиева. Одна из наград этого конкурса – возможность дать сольные концерты в России. «Так уж повелось, что лауреаты третьей премии - это всегда музыканты с очень ярко выраженной харизмой, и Антонио покорил жюри своими импровизациями, и, конечно, улыбкой», - так рекомендовала итальянского органиста Вера Таривердиева перед открытием фестиваля.

Антонио ди Дедда в свою в программу включил и музыку М. Таривердиева - Хоральную прелюдию №2 и №3. Это можно расценивать, как рекомендательное письмо, с одной стороны, и знак благодарности и признательности, с другой. А можно - как подарок томичам. Завсегдатаи томской филармонии хорошо знакомы с киномузыкой Микаэла Таривердиева, его органные сочинения звучат намного реже. В исполнении итальянца обе Хоральных прелюдии прозвучали изящно и воздушно. Чистый, почти хрустальный звук Прелюдии №2 и сказочная, наполненная сладкими созвучиями, прозрачная мелодия Третьей прелюдии ложились душу, как чистый, пушистый снег на истосковавшуюся по зиме землю.



Но открыли вечер три сочинения И.С. Баха: Пассакалия и фуга до минор, Хоральная прелюдия «О человек, оплачь свой великий грех» и органная транскрипция струнного Концерта ля минор А.Вивальди. И это неслучайно: Антонио ди Дедда - победитель конкурса имени Баха, который проходит в Лейпциге, на последнем месте работы великого кантора, в знаменитой церкви св. Фомы. Именно там и похоронен человек, чье творчество неотделимо от понятия «органная музыка».

Все три произведения - из числа тех, что составляют золотой фонд наследия Баха, каждый органист старается включить их в репертуар. Итальянец немецкой выучки, как отзывается о нем Вера Таривердиева, показал классика барочной музыки и как создателя шедевров духовной музыки, без которой немыслима уже христианская культура, и как тонкого интерпретатора чужих гармоний.

Концерт ля минор Бах - Вивальди, который был великолепно исполнен ди Деддой, можно рассматривать, как дань итальянской традиции исполнения сочинений лейпцигского кантора. Это сочинение интересно еще и тем, что Бах очень ценил Антонио Вивальди и переложил на орган почти все струнные концерты «рыжего священника», как называют Вивальди. Увлечению Баха музыкой итальянского композитора музыкальный мир обязан новым для клавирной музыки жанром.

Итальянское скерцо в антракте



- Спагетти, пицца, моцарелла, - с ходу стал перечислять гость из Италии бренды своей родины, хорошо известные миру.

Гастрономический аспект не входил в программу международного фестиваля, но на то он и «Королевский прием», что не исключает светской беседы на любые темы.

- Блины, икра, водка, - в тон ответила я, называя бренды России в западном мире.

- Нет, - закачал головой Антонио и улыбнулся своей солнечной улыбкой. - Пельмени, пирожки, квас и как это… русский soup?

- Борщ?

- Да, да, борщ!

С веселого обсуждения брендов национальных кухонь на смеси русского-английского-итальянского началось наше знакомство с лауреатом международных конкурсов Антонио ди Деддой. Как истинный итальянец, ди Дедда помогал себе жестами и мимикой. Как оказалось, он считает гастрономическое знакомство со страной не менее важным, чем осмотр культурных достопримечательностей.

Россия, по мнению итальянского органиста, - это, конечно, и снег. Прекрасный снег, который 26 октября превратил Томск в зимнюю сказку. К холодам Антонио привычен. Все-таки северянин, только родился он на севере Италии, в Милане. Тем не менее признался, что в Томске ему «немножко холодно». К тому же, столько снега осенью он не видел даже в России.

В нашей стране Антонио бывал не раз, выучил ключевые слова - «здравствуйте», «спасибо», «хорошо», а также названия блюд российской кухни (для облегчения понимания), но главным средством коммуникации считает все-таки музыку. Когда играет Баха, он говорит не только со слушателями в зале, но и с современниками Баха, с той эпохой, когда произведение было написано. А чтобы понимать, нужен опыт слушателя, нужно желание понять, поэтому публика тоже должна трудиться - в этом искренне убежден ди Дедда.

Музыкально одаренный от природы, Антонио считает, что своему успеху на мировой музыкальной сцене он обязан труду. К нему привык с детства. Игре на органе и фортепиано он обучался в консерватории маленького южного итальянского городка Фоджа, где сегодня преподает. После получения диплома, музыкант активно концертировал, его игру можно было услышать на радио Ватикана, в лучших залах Италии, а потом продолжил свое образование в Гамбургской высшей школе музыке и искусства у прославленного органиста Питера ван Дейка.

Как утверждают музыковеды, это не типично для итальянца: поехать перенимать опыт у немецких мастеров. В исполнении произведений Баха и Брамса чувствовалась немецкая выучка, и весьма неплохая. Почувствовал Антонио и немецкую родословную томского короля инструментов.




- Ваш орган очень хорош! Один из лучших, на которых я играл в России, - Антонио говорил искренне, подкрепляя свои слова убедительными жестами. - И ваш Органный зал - beautiful!

Приношение юбиляру



Весьма символично, что юбилейный фестиваль открылся именно музыкой Баха. Ведь именно Бах звучал 17 июня 1981 года - в первый день рождения томского органа. Тогда за инструментом сидел один из лучших органистов мира, народный артист СССР Гарри Гродберг.

С тех пор музыка немецких композиторов, пожалуй, часто (пожалуй, чаще других) звучит под сводами Органного зала Томской филармонии. В первый вечер фестиваля «Королевский прием» прозвучало еще одно сочинение немецкого композитора. Это было редко исполняемое нынче органное сочинение - Хоральная прелюдия и фуга на тему немецкой духовной песни «О, боль, о, мука сердца» Прелюдия Й. Брамса соль минор. Брамс почитал Баха. Следовал ему. Некоторые биографы композитора улавливают даже внешнее сходство. Сегодняшним слогом можно было бы определить эту страсть так: Брамс был фанатом Баха, и был первым подписчиком полного собрания сочинений в 49-х томах, которое стало выходить при жизни Брамса.



Открытием для части публики стали имена Сезара Франка, французского композитора второй половины XIX столетия (Антонио ди Дедда представил его Хорал № 3 ля минор), и Мориса Дюруфле, чья Прелюдия и фуга на имя «Ален» прозвучала не только одой в честь этой музыкальной семьи (семьи органистов), но и одой французской культуре. Завершил свое приношение томскому юбиляру гость из Италии «Имперским маршем» позднего английского романтика Э. Элгара, это была тоже клавирная транскрипция симфонического сочинения.



… А после концерта, во время автограф-сессии Антонио ди Дедда с удовольствием учил русские имена, в основном женские - Анастасия, Ирина, Татьяна, Ольга, Наталия, Светлана, Ангелина, Елена…

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото:  Владимир БОБРЕЦОВ.