bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Орган не терпит лжи


На «Королевском приеме» побывал доцент Московской консерватории Константин Волостнов

Второй концерт органного фестиваля в честь 35-летию томского органа, прошедший 4 ноября, имел программное название «Истоки органных шедевров». Его дал сам исполнитель - Константин Волостнов, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов.



Выступая перед аудиторией и представляя того или иного композитора, он рассказывал не только о произведении, которое заявлено в афише, но через биографию автора показывал причины рождения уникальных, непревзойденных творений. За отправную точку Константин взял эпоху барокко, в которой создавал свои гениальные произведения «великий кантор». И все первое отделение прошло под знаком «короля» органной музыки. Во втором отделении прозвучали сочинения композиторов классицизма и романтизма - И. Брамса и В.А. Моцарта, Р. Шумана и Ф. Мендельсона.

 

Своей игрой Константин Волостнов убедил слушателей, что Шуман и Мендельсон - авторы не только симфонических шедевров, но и органных тоже. Его рассказ о механических органчиках, Моцарте и Брамсе поразил многих слушателей обилием интересных, но мало известных фактов, а сами сочинения - Прелюдия и фуга соль мажор Брамса и Алажио и Аллегро Моцарта прозрачностью звучания и глубиной мысли.



- Давайте продолжим королевскую тему, заявленную в названии фестиваля, вашей оценкой томского инструмента, - предложили мы органисту в антракте. - Какие черты инструмента точно подходят под определение «король»?

- Он весьма масштабен. Несмотря на то, что по количеству регистров- это инструмент средних размеров. Но звучит очень объемно. И звучит величественно в этом прекрасном зале.

- В Великобритании вы получили премию за лучшее исполнение Баха. Было ли ощущение, что вы исполняете королевскую музыку?

- Скорее речь можно вести о «царской музыке», если говорить о религиозном аспекте музыки, а для Баха он основополагающий. Бах понимал, что он носитель Дара, и понимал, откуда этот Дар и насколько бережно надо к нему относиться, как нужно его оберегать и развивать.

- Бах звучал на открытии Томского органа в июне 1981 года. Бахом открыл фестиваль, посвященный юбилею, органист из Италии. Сегодня вы тоже начали с сочинений Иоганна Себастьяна. Такое единодушие не может быть просто совпадением. Бах – основа всего? Или у каждого органиста свой Бах, и им надо поделиться?

- В вопросе уже заложен ответ. Коротко: да. И на первую его часть, и на вторую.



- Вы сели за орган в 11 лет. Не давил ли на вас инструмент свой мощью, своим объемом?

- Что вы?! Конечно, нет. Первые ощущения от игры на органе - момент осуществившейся мечты. Родилась она в 8 лет. Представляете, что такое для ребенка три года ожидания?!

- Почему именно на органе? Как родилась эта мечта?

- Точного ответа не знаю до сих пор. Но орган меня очаровал, захватил сразу. Познакомила с ним мама. Природа органа – специфическая. И любовь к этому инструменту тоже может быть заложена природой. Моя природа (индивидуальность) совпала с тем, что дает инструмент. Он дает разнообразие. Дает масштаб. Дает глубину. Он очень серьезен. Не терпит лжи. Он перед публикой выставляет все твое нутро. Играя на органе, не за чем скрыться. Орган как рентген. Особенно в сочетании с музыкой Баха. И я почувствовал – это мое, и я должен быть в этой среде, в этой сфере.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.

Для справки: 



Константин Волостнов родился в Москве в 1979 году. На органе начал заниматься в 11 лет (ДМШ № 1 имени С.С. Прокофьева, класс Марии Поташниковой). С 1994 по 1999 год учился в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского (классы фортепиано и органа А.М. Шмитова). В 2004 году окончил Московскую государственную консерваторию, где его педагогами были доцент Юрий Мартынов (фортепиано, клавесин), профессор Алексей Паршин (орган), профессор Алексей Любимов (камерный ансамбль). В 2007 году Константин Волостнов окончил Аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского под руководством профессора Наталии Гуреевой и Высшую школу музыки в г. Штутгарте (Германия) под руководством профессора доктора Людгера Ломанна. В 2013 году стал первым в истории Высшей школы музыки Штутгарта аспирантом-органистом получившим диплом "с отличием".
Волостнов - победитель международных конкурсов: имени Э.Ф. Валькера в городе Шрамберге (Германия, 2008) и имени. А.Ф. Гедике (Москва, 2008), а также обладатель премии «За лучшее исполнение сочинений отечественных авторов». 2009 - триумфальная победа Константина Волостнова на 25-м Международном конкурсе в Сэнт-Олбансе (Великобритания), где он получил не только Первую премию, но также и Приз за лучшее исполнение Баха, Приз публики и Приз за лучшее премьерное исполнение сочинения Джона Каскена. Константин Волостнов – участник многих фестивалей в России и за рубежом, среди них «Московская осень 2000 – 2009», Московский Международный органный фестиваль (2001 – 2010), «Кремль музыкальный» (2008), Международные органные фестивали во Франции (в том числе в Шартре), Германии, Испании, Великобритании, Канаде и др.

Дискография исполнителя насчитывает 9 изданий, в том числе - «Современная органная музыка композиторов-преподавателей московской консерватории», монографический диск со всеми органными сонатами Ф.Мендельсона, диск, записанный на органе Кафедрального католического собора в Москве, Русская органная музыка (Орган Рижского Домского собора). Имеет записи на радио и ТВ.

С 2005 по 2006 год Константин Волостнов занимал пост художественного руководителя Федеральной филармонии Кавказских Минеральных Вод. С 2012 года является художественным руководителем Международного фестиваля «Орган ПЛЮС в Царицыно». Концертирует по городам России, Европы, США и Канады. Выступал с оркестрами и хорами под руководством Валерия Полянского, Кента Нагано, Владимира Минина, Владимира Ашкенази, Михаила Плетнёва и др.
С 2010 года преподаёт в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С этого же года является солистом МГАФ. Константин Волостнов -является консультантом ряда крупных государственных проектов в области органного искусства.