bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Мистерия рока в Органном зале


Новый год филармония начала с аншлаговых концертов



В предрождественские дни жанр мистерии весьма актуален. Именно в этом жанре разыгрываются сюжеты на евангельскую тему Рождества. Музыканты Томской филармонии взглянули на традиционную мистерию с неожиданной стороны.
Мегасюжетом концерта «Орган & Rock», что состоялся 3 января, стала история, как рок-музыка рождалась под мистериальное звучание органа, клавесина, скрипки, виолончели. И, конечно, под барабаны и тарелки. Ритм правил этой мистерией. Именно в таком инструментальном составе плюс еще баритон и сопрано были представлены в первом отделении арии из рок-опер «Иисус Христос - суперзвезда», «Юнона» и «Авось» и мюзиклов «Кошки» и «Призрак оперы», а во втором - лучшие хиты самых известных рок-групп самых разных направлений, от Beatles до «Арии», от «Queen» до «Nightwish».



Сольная партия органа, с которой начался концерт (Фантазия на тему рок-оперы Э.Л. Уэббера), заставила вспомнить те барочные времена, когда орган в церквях служил для того, чтобы сопровождать рождественские мистерии. К тому же и тема совпала: концерт начали с рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда», которая за 46 лет своего существования не перестала быть популярной. На сцене Органного зала знаменитое творение Уэббера представлено было партиями Пилата и Ирода, которые исполнил Евгений Штейнмиллер (баритон) и арией Марии Магдалины в исполнении Юлии Шинкевич (сопрано). Заметим, все исполнялось на английском языке. Когда Евгений и Юлия стали исполнять знаменитый хит «Jesus Christ Superstar», то зал им подпевал… на английском языке.



Рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера в 1970 совершила революцию в культуре, соединив в новом прочтении библейскую историю с сокровенными ритмами популярной тогда рок-музыки. Программа, составленная Марией Блажевич (орган, фортепиано, клавесин), Юлией Шинкевич (сопрано) и Евгением Штейнмиллером (баритон), тоже в своем роде стала новым шагом в традиционном уже направлении кроссоверной музыки. Последние четыре сезона музыканты Томской филармонии уже приучили своих слушателей к неожиданным соединениям органа и других инструментов, к сочетанию барочной и популярной музыки. Но «фишка» концерта «Орган & Rock» состояла не только в соединении классических инструментов (так, знаменитая песня Джона Леннона Imagine звучала в исполнении Евгения Штейнмиллера под фортепиано (Мария Блажевич), виолончель (Антон Юрченко) и ударные (Максим Лукьянов), а в песне «Child in Time» слились голоса скрипки (Александр Лакин), органа и ударных), но и в том, что впервые на сцену классического Органного зала были вынесены хиты рок-музыки. Для Юлии Шинкевич и Евгения Штейнмиллера это был своего рода дебют, потому что ранее им не доводилось петь на большую публику песни их любимых рок-групп.



По сути, программа концерта соединила разные жанры, направления, стили не классической и не эстрадной музыки второй половины ХХ века. Конечно, мюзиклы «Cats», «Phantom jf the Opera» и рок-оперы «Иисус Христос -Суперзвезда» и «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова давно стали классикой. Но классикой в направлении рок-музыки. Этот концерт позволил говорить и о поколении, выросшем на рок-музыке, и о глубинных связях рок-музыки с авангардной классикой. Ведь известно, что и Beatles на ранних этапах и Фрэнк Заппа обращались к классическому авангарду. Соединение разных элементов концерта образовывало свои внутренние сюжеты. Так, открывшая второе отделение песня групп Deep Purple - «Child in Time» соединилась с фрагментами рок-оперы «Jesus Christ Superstar», ведь в первом исполнении этой оперы участвовал вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.



Главная задача всех участников концерта - не подражать, не копировать, но представить свою версию любимых арий и песен - выполнена достойно. Следует назвать еще одну фамилию человека, благодаря которому концерт прошел профессионально безупречно с технической точки зрения - это звукорежиссер Владимир Ячников. Он же отвечал еще и за видеоряд, напоминавший слушателям, из каких произведений или из репертуара каких групп звучала та или иная песня или ария.

   

Мистерия рока в Органном зале завершилась под оглушительные аплодисменты. Желающих послушать рок-хиты оказалось столь много, что зал казался тесным для более 300 слушателей. Многие, уходя, выражали желание еще раз послушать такой концерт. 

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.