bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

2 х 2 = 100, или музыкальный парадокс

На рояле в восемь рук - явление в искусстве редкое. Это счастье можно увидеть 9 января в Органном зале.

ВЕЧЕР первого рабочего дня после новогодних праздников ПРАВИЛЬНО будет ПРОВЕСТИ в концертном зале Томской филармонии НА ПРОГРАММЕ фортепианного КВАРТЕТА "2 х 2". Не упустите возможность лично убедиться, что 2 х 2  100! Не секрет, что музыка и математика тесно связаны друг с другом с древних времен (точнее, с античности). Но только в искусстве, если два умножить на два может получиться около ста и даже более! Не подумайте, что мы на праздниках слишком злоупотребили шампанским, сейчас всё вам подробненько разъясним...

... Более двух веков назад, в 1709 году венецианец Бартоломео Кристофори изобрел новый музыкальный инструмент - ФОРТЕПИАНО. Это название отражало его обширные динамические и образные возможности - исполнение как очень громких (форте), так и очень тихих (пиано) звучаний. А высотный диапазон включал целый оркестр: от самых низких (контрабасовых и фаготовых) нот до самых высоких (флейтовых и колокольчиковых). Не случайно всего через несколько десятков лет фортепиано смогло стать подобным симфоническому оркестру, в котором играет от 40 до 100 с лишним человек.

На фортепиано, как правило, играет один человек - двумя руками, всеми десятью пальцами. Но на фортепиано можно играть и в четыре руки. Обычно так исполняются переложения симфонических, оркестровых сочинений. Создаются композиторами и ансамбли для двух роялей, когда на каждом из них играет отдельный пианист. Фортепианное исполнение в четыре руки может смело соревноваться по фактуре, насыщенности, яркости и красочности звучания с оркестровым. А вот игра на двух роялях в восемь рук, то есть четырьмя пианистами - явление в музыкальном искусстве совсем редкое. Но по счастью у нас в Томске имеется…

Четыре томские пианистки создали такой уникальный ансамбль. Все они являются преподавателями и концертмейстерами Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова. Трое - Валентина Шитикова, Наталья Ченкова и Алиса Ефромеева - выпускницы отделения инструментального исполнительства Института искусств и культуры ТГУ, а четвертая (а может быть, первая!) - Светлана Чудакова - артистка Томской филармонии, доцент этого института.

Томская публика уже знакома с этим фортепианным квартетом. Он выступал в концертном зале ТГУ, в Хрустальном зале музыкального колледжа. Для своего первого концерта в Органном зале они подготовили программу, в которой много виртуозной музыки, танцевальный латиноамериканский драйв, переложения известных балетных номеров П.И. Чайковского и А.И. Хачатуряна, романсовая восторженно-созерцательная лирика С.В. Рахманинова, немного отечественного джаза А. Цфасмана. Прозвучат и современные композиторы – А. Шнитке и А. Пьяццолла.

В программе:
I отделение
И.Стравинский | Фрагменты музыки балета «Петрушка»
В.А.Моцарт | Larghetto
С.Рахманинов | Романсы "Сирень", "Здесь хорошо"
А.Шнитке | «Шинель» и «Чиновники» из «Гоголь-сюиты»
К.Сен-Санс | Пляска смерти
П.Чайковский | Танец пастушков из балета "Щелкунчик"

II отделение
Ф.Лист | Хроматический галоп (Grand galop chromatique)
К.Гуаставино | Романс
А.Хачатурян | Лезгинка из балета "Гаянэ"
А.Цыганков | Тустеп
В.Грязнов | «Шмель»
А.Пьяццолла | Фуга-мистерио
А.Цфасман |Быстрое движение
У.Гиллок | Токката шампанского

Текст  Наталия ЧАБОВСКАЯ.