bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Два рояля, восемь рук


Состоялся дебют фортепианного квартета на филармонической сцене

На сцене Органного зала два рояля. Два музыканта за каждым. Вот и объяснение названию  концерта «2х2». И объяснение названия фортепианного квартета тоже.  9 января он дал первый концерт в филармонии.

Фортепианный квартет, в отличие от струнного или даже духового, необычен и нов для филармонической сцены. Хотя пианистки, образовавшие ансамбль - Светлана Чудакова, Алиса Ефромеева, Наталья Ченкова, Валентина Шитикова – выступают вместе уже не впервые. Квартет выступал в Хрустальном зале музыкального колледжа и в актовом зале ТГУ.
Идею концерта, который прошел на излете новогодних праздников, можно было бы сформулировать коротко: the best на бис. Хотя музыканты в свою программу включили разнообразные сочинения, но, по справедливому замечанию ведущего концерта Дмитрия Ушакова, каждое из них могло бы стать ярким бисом.

Начали с сочинений тех композиторов, которые определили музыкальное лицо ХХ столетия. «Петрушка» Игоря Стравинского, удивившее мир в 1903 году, - сочинение азартное, игровое,  огненное. Именно в таком характере и вихревом темпе и прозвучала «Русская» из балета в исполнении квартета. После певучего и медленного Ларгетто Моцарта, дуэт Светланы Чудакова и Натальи Ченковой исполнил четырехручные транскрипции двух вокальных миниатюр Сергея  Рахманинова «Сирень» и «Здесь хорошо». Чувственность и  романтичность соединились в этих музыкальных постимпрессионистических картинах. Контрастом к этим лирическим высказываниям стала гротескная «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке.  Созданное в 1981 году, как музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке, сочинение вскоре получило свою симфоническую версию, а потом фортепианную,  зажило вполне самостоятельной, отдельной от постановки Юрия Любимова жизнью. Алиса Ефромеева и Светлана Чудакова исполнили две части этого шедевра ХХ века – «Шинель» и «Чиновники».

Продолжая тему шедевров, которые музыкантами мира используются в качестве особого подарка для слушателей – биса, стоит отметить еще два произведения, с которых исполнители попытались стереть именно «лак» бисирования – это «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и «Пляска смерти» К. Сен-Санса. Оба сочинения, сыгранные в восемь рук, обозначили две главных темы вечера: новогодне-рождественскую радость и мистические «разговоры» с судьбой. К первой теме можно отнести «Большой хроматический галоп» Ференца Листа, который открыл второе отделение, и еще два популярных танца - Лезгинку из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»» и «Тустеп» Александра Цыганкова. Ко второй – «Мистическую фугу» Астора Пьяццоллы, сыгранную в восемь рук, и  миниатюру «Романс» другого аргентинского композитора ХХ века Карлоса Гуаставино, с которой публику познакомили Алиса Ефромеева и Валентина Шитикова.
 
«Быстрое движение» Александра Цфасмана абсолютно точно отразило атмосферу и характер вечера фортепианной музыки. Бодрящий ритм танцевальных мелодий так увлек публику, что она не заметила, как концерт стремительно подошел к концу. Для завершения дебютного выступления на филармонической сцене фортепианный квартет «2 х 2» выбрал яркую, радостную токкату «Шампанское» американца Вильяма Гиллока.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.