bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Концертное состязание двух «королей»


Две российские премьеры органных сочинений европейских композиторов состоятся в Томске

Программа второго концерта из абонементного цикла «Два короля», когда 28 января на одной сцене вновь сойдутся Томский Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Сапожникова и органный дуэт филармонии Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков, содержит интригу. И даже не одну, а целых две. Ибо слушателям будут представлены два сочинения для органа и оркестра, которые ранее не звучали в России.

Одно принадлежит итальянскому композитору Л. Пеллески - Концерт для органа и оркестра До мажор. Второе – Концертная симфония для органа и оркестра – бельгийцу Йозефу Йонгену. Если первое сочинение, написанное в стиле венских классиков, имеет весьма скромную концертную биографию, то Концертная симфония (1927) Йонгена считается одним из лучших и самых вдохновенных сочинений, когда-либо написанных для органа с оркестром. Заказанная Родманом Ванаймейкером, владельцем универмага в Филадельфии, где стоял самый большой в мире орган (17 тысяч труб и около 500 регистров), она так и не была исполнена в 1927 году  - в году своего написания. Запланированный концерт вовсе исчез из планов после внезапной смерти Ванамейкера в 1928 году. Премьера симфонии состоялась через год в Брюсселе, а в США она прозвучала лишь в 1935 году, в Карнеги-холл. Неслучайно сам автор называл ее "несчастным" произведением. Несмотря на сложную судьбу, Концертная симфония завораживает слушателя красотой мелодий, покоряет чёткостью формы. Её музыкальный язык многим обязан композиторам-импрессионистам – Дебюсси и, даже в большей степени, Равелю, а также французским мастерам органных симфоний, прежде всего, Ш.М. Видору, чья Симфония тоже прозвучит в концерте.

Sinfonia sacra (Священная симфония) Шарля Мари Видора, ор. 81, увидела свет в 1908 году, в то же время, когда 60-летний Видор работал над Готической и Романской симфониями для органа соло. Одним из вдохновителей Sinfonia sacra был знаменитый учёный, органист и врач Альберт Швейцер, неутомимый исследователь и пропагандист творчества И.С. Баха. Симфония Видора основана на духовной песне рождественского поста «Nun komm’, der Heiden Heiland» - «Гряди, язычников Спаситель».

Завершат состязания двух «королей» сочинения В.А. Моцарта.

Традиция исполнять на каждом концерте абонемента "Два короля" премьерные сочинения была заложена изначально. И ни разу томские музыканты не отступали от этого принципа. Напомним, Концерт швейцарского композитора Пауля Хубера для органа с оркестром ре минор, который прозвучал 2 декабря 2016 года в исполнении Томского Академического симфонического оркестра под управлением Ярослава Ткаленко и Дмитрия Ушакова (орган), с одной стороны, стал красивым и логичным завершением фестиваля органной музыки «Королевский приём», посвященный 35-летию томского органа, а с другой – открыл новый абонементный цикл. В марте состоится еще одно концертное состязание оркестра и органа. Чтобы почувствовать, как два «короля» наращивают «мышцы», рекомендуем посещать все концерты этой линейки.

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ.