bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Полвека в диалоге с композитором
 
К своему 77-му дню рождения Константин Лакин написал симфоническую поэму «Алые паруса» и намерен услышать ее в исполнении Томского Академического симфонического оркестра.

Более полувека биография Константина Лакина связана с Томской филармонией. За эти годы Томский симфонический оркестр исполнил все его крупные сочинения – симфонии, концерты, симфонические поэмы, в репертуаре у вокалистов – его песни и камерные миниатюры. Только в минувшем году в концертных залах филармонии музыка Лакина звучала дважды, когда исполнялись его симфония №3 и Концерт для виолончели с оркестром ми минор. А в октябре случилось событие, которое ознаменовало новую веху во взаимоотношениях композитора и Томского Академического симфонического оркестра. Впервые за дирижерский пульт встал сын композитора, Александр Лакин, и продирижировал Концертом №1 для виолончели с оркестром. А томичи вновь услышали одно из лучших сочинений Константина Лакина.

«Хотел написать хорошую музыку»



В творческой биографии композитора, который до начала XXI века оставался единственным в Томске членом Союза композиторов РФ, этот концерт занимает особое место. Студент пятого курса Казанской консерватории Константин Лакин для дипломного сочинения выбрал Концерт для виолончели. На такое решение подвиг его…Сергей Прокофьев.

- Начало моего Концерта отсылает к прокофьевской Симфонии-концерту. И у меня, как и у Сергея Сергеевича, виолончель ведет свою тему на фоне темы оркестра. И во второй части Концерта явственно ощутимо влияние Прокофьева. - признается Константин Михайлович.

Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева в 50-60-х годах считалась «неиграбельной», исполнялась крайне редко из-за своей сложности, и только к началу XXI века она вошла в стандартную часть виолончельного репертуара.

Концерт для виолончели с оркестром был задуман и написан Константином Лакиным в трех частях. Первая – в сонатной форме, где главная тема, отданная оркестру – тема народного шествия, или, как писали в советское время, тема народных масс, выступает контрастом по отношению в побочной или лирической теме. Педагог Лакина, профессор Альберт Лейман, называл ее «прекрасной». («У вас получилась прекрасная побочная тема»).

 

Вторая часть в свою очередь состоит тоже из трех частей, но главное то, что она написана в форме скерцо, что не характерно. Обычно композиторы в этом месте делают музыку медленной, наполняют ее лирикой и меланхолией. У Лакина – отрывистые и импульсивные штрихи виолончели создают рваный, напряженный ритм, при этом темп все время ускоряется. И когда он становится невозможно быстрым, как будто лошади на ипподроме вот-вот должны пересечь финишную прямую, вступает оркестр. Он даже не вступает, а обрушивается на слушателя всей мощною своих духовых – деревянных и медных, а заодно эшелоном струнных. Но голос виолончели звучит еще выше, еще ярче и отчетливо тревожно. Никакого покоя! Во второй части нет места размеренному военному шагу, нет места и лирике, здесь балом правит гротеск, он выходит на первый план, когда вихрь скрипок и альтов пронесется над залом. 

В третьей части в Концерт вновь возвращается основная маршевая тема и побочная – лиричная. Голос виолончели растворяется в общей палитре, где соединяются голоса скрипок, флейт, кларнетов, с яркими акцентами ударных. Ощутимо движение к свету. Однако оно недолгое, музыка вновь рисует тучи, и виолончель, олицетворение женского начала, вновь обращается со страстным монологом к слушателю. Ее голос полон заботы и тревоги. А в главной теме оркестра все отчетливее и отчетливее начинает звучать «народный попевок», как называет русские мотивы композитор Лакин.

На какой почве вырос такой драматический Концерт, какие соки его питали? Может быть, «эхо минувшей войны» слышится в маршевом ритме? Может быть, оттепель с ее жаждой любви и свободного дыхания разгулялась в партии виолончели? И молодому Лакину хотелось войти в жизнь музыки с солнечным, жизнеутверждающим сочинением?

- Ни о какой оттепели я не думал! – возражает сегодня Константин Михайлович. – Просто хотел написать хорошую музыку.

На госэкзамене профессор Ленинградской консерватории Борис Арапов за Концерт для виолончели с оркестром поставил пять с плюсом. Это был второй случай в истории музыкальной педагогики. Первый – когда Петр Ильич Чайковский поставил отлично Сергею Васильевичу Рахманинову…

«Дерзите больше»!

Вот с этим сочинением в 1964 году и вернулся молодой композитор Константин Лакин в Томск, откуда начинался его путь в музыку. В Томске он учился в музыкальном училище у Ольги Котляревской и Евгения Корчинского, заметим, у тех же педагогов, что и Эдисон Денисов.

«Эдинька и «Костенька», как называла своих учеников Ольга Абрамовна, впервые встретились в 1962 году в Москве. Студент Казанской консерватории решил продолжить обучение в Москве и обратился за советом к земляку. Из чего исходил Лакин? Из того, что Москва – это Шостакович, это Хачатурян, Москва - это Москва, с ее насыщенным музыкальным бульоном, в котором хорошо бы повариться. После того, как Денисов прослушал сочинения Лакина, согласился: «Да, вам надо учиться в Москве». Но квартирный вопрос помешал Константину Михайловичу осуществить свою мечту.

В 1976 году случилась еще одна встреча. Лакин показывал свои работы Денисову. Тот благожелательно отнесся к Концерту №1 для виолончели с оркестром. Но при этом советовал: «Дерзите больше, Костя! Дерзите!»

В 1986 году Томский симфонический оркестр, главным дирижером которого в ту пору был Илмар Лапиньш, на гастролях в Московском доме композитора сыграл Первый концерт для скрипки с оркестром Константина Лакина. Солировал Сергей Зеленкин, ныне народный артист. Константин Михайлович вновь поинтересовался мнением Эдисона Васильевича. Денисову сочинение понравилось – оно был новаторским, в его духе.

В апреле 1990 года случилась последняя встреча двух композиторов. Уже в Томске. Денисов приехал в родной город. Музыкальный Томск решил удивить знаменитого земляка сочинениями Лакина. Константин Михайлович предложил свою Вторую симфонию. Оркестр исполнил. «Хорошая симфония», - похвалил Денисов. «Но мне важны ваши замечания», - не успокаивался Лакин. «Я бы везде дерзил. Все делал более резко». Однако Денисов при этом заметил: «Вас, Константин Михайлович, надо играть и здесь, и там. Но меня и самого не играют на родине».

Рядом с кумиром

- Хотя в Виолончельном концерте сильно влияние Прокофьева, но по духу мне ближе Шостакович, - признается Константин Михайлович. - Когда казанский дирижер Исай Шерман предложил мне, студенту, завершить балет Прокофьева «Золушка», то есть поработать с фактурой прокофьевского сочинения, я отказался. Так и сказал: «Я поклонник Шостаковича».

Через несколько лет Константин Лакин встретился со своим кумиром. В 1962 году Дмитрий Шостакович приехал в Казань на пленум Союза композиторов. Поскольку он был в хороших отношениях с Альбертом Леманом, у которого учился Константин Лакин, то за рамками официальных встреч состоялась встреча друзей. Альберт Семенович представил другу своего талантливого ученика. Не имея возможности отказать другу, Дмитрий Дмитриевич прослушал квартет соль мажор выпускника Казанской консерватории Константина Лакина. Пока слушал, что-то записывал в блокнот. А потом на обсуждении высказал свои замечания. Оказалось, Дмитрий Дмитриевич вник во все детали, до мельчайших нюансов. Он указал на недостатки, но окончательный вердикт кумира окрылил молодого Лакина. Тем более заявление было сделано при свидетелях: «В целом можно сказать, студент Лакин – человек талантливый, и, наверное, за свою жизнь напишет много интересных произведений».

Когда Шостакович умер, Константин Лакин написал «Анданте памяти Шостаковича». Первым его исполнили сам композитор (рояль) и большой друг Лакина – заслуженный артист России Виталий Максимов (виолончель). Потом это исполнение было снято на пленку Юлией Ратомской и показано по Центральному телевиденью.

Виолончельная эстафета

 

Именно Виталию Васильевичу Максимову, первому исполнителю Виолончельного концерта, и посвятил свое первое сочинение Константин Лакин в 1975 году. Но тогда Концерт звучал во второй редакции.

В октябре 2016 года на концерте, посвященном 125-летию Сергея Прокофьева, Концерт №1 для виолончели с оркестром ми минор в трех частях прозвучал в новой – уже третьей редакции, над которой композитор работал вместе со своим сыном, скрипачом Томского  Академического симфонического оркестра Александром Лакиным.

Младший Лакин и встал за дирижерский пульт. Такую дерзость молодой скрипач позволил себе не только с благословения отца, но и своего учителя по дирижированию, профессора Виталия Сотникова. Учитель остался весьма доволен учеником.

Солировал на этом концерте недавний выпускник Новосибирской консерватории, лауреат международного конкурса Антон Юрченко. И в его исполнении сам автор музыки услышал много новых красок и смыслов. «Антон великолепно владеет инструментом. У его виолончели великолепный, насыщенный звук», - заметил после концерта Константин Михайлович Лакин. Он признал, что молодые музыканты вдохнули новую энергию в его раннее сочинение. И оно зазвучало остро современно.

«У вас должен быть свой оркестр»

 

На юбилейном вечере в честь 70-летия Томской филармонии, когда ведущая торжественного концерта, музыковед Вера Тимофеева, назвала фамилию Константина Лакина среди самых верных друзей, Константин Михайлович счел своим долгом подняться на сцену и пожать руки музыкантам оркестра, которыми уже полвека идет рука об руку.

В свое время любимый многими томичами дирижер Илмар Лапиньш частенько бывал в доме Лакиных. «Обычно композитор бегает за дирижером и упрашивает, чтобы его сочинение сыграли. А тут я бегаю и спрашиваю: «Когда же Константин Михайлович?..», - в шутку характеризовал их отношения Лапиньш. Но Лакин из тех композиторов, который не отдаст партитуру в работу, пока не поставит последнюю точку и не выверит все ноты. Это четко знал Илмар Лапиньш. «Мне не понятно, - говорил он, - как в Томске можно создать такое высоко художественное произведение?!». Лапиньш имел ввиду Первый скрипичный концерт. Теперь в творческом багаже Лакина уже пять скрипичных концертов.

В начале XXI века Томским симфоническим оркестром дирижировал Тао Линь из Китая. Ему нравилось играть музыку К.М. Лакина. Однажды он в шутку сказал композитору: «Вам надо свой оркестр иметь». В то время было сложно договориться, чтобы Томский симфонический его сыграл. И тогда Тао Линь сказал: «Даже если нам ничего не заплатят, мы все равно сыграем Лакина, и сыграем еще лучше».

- А вы знаете, я несколько дней назад закончил симфоническую поэму «Алые паруса», - так ответил на поздравления с 77-м днем рождения Константин Михайлович. – Меня Жанна, моя жена, давно просила, чтобы я написал что-нибудь по Александру Грину. И 6 января уже был готов клавир, а потом и 11 страниц партитуры. Она написана на двойной состав оркестра, но там звучит три трубы. Надеюсь, Томский симфонический оркестр возьмет к исполнению эту вещицу.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.