bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Полет шмеля на маримбе

Концерт «Орган vs Ударные» вновь собрал аншлаг

Удар литавр, как выстрел в тишине. Владимир Дорохов даже чуть подскочил, чтобы сильнее ударить. Звук еще уходил в зал, когда орган заговорил своим низким «грудным» голосом. И снова удар! На этот раз всплеск тарелок. После медного акцента тему изменчивой фортуны в четыре руки стали развивать Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков. Хорошо узнаваемым фрагментом из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» - «О, Фортуна» музыканты открыли концерт «Орган vs Ударные», который прошел 21 января в переполненном Органном зале.



Если Фортуна – дама непостоянная, с переменчивым вкусом, то слушатели не изменяют себе: раз побывав на концерте «Орган vs Ударные», они стремятся еще раз прийти. Поэтому проект пользуется популярностью у публики, и билеты раскупаются задолго до дня концерта. Возможно, потому, что задуман он, как шоу - состязание органа и ударных, клавиш и палочек. Драйв, который испытывают музыканты, передается слушателям. Залом управляет ритм, этакий вольный стрелок в царстве музыки. Он мгновенно находит отклик в душе и теле слушателя. На каждом концерте этого проекта музыка гипнотизирует и заводит.


«Гипнотическая» и «заводная» - эти определения вполне подходят для таких известных сочинений и композиций, как румынский народный танец «Жаворонок», Танец с саблями А. Хачатуряна из балета «Гаянэ» или Испанский танец П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». В оригинальном соединении ксилофона и органа («Жаворонок»), двух малых барабанов, тарелок, ксилофона и органа («Танец с саблями»), кастаньет, двух бубнов и органа («Испанский») знакомые мотивы обрели новое звучание, новые краски и даже новый объем.

 

Под руками Марии Блажевич и Дмитрия Ушакова оживали орган и фортепиано. Правда, и ноги музыкантов участвовали в создании музыки - педали инструментов были задействованы тоже. Палочки разного калибра и формы в руках Владимира Дорохова то и дело взвивались и летали то по поверхности литавр, тамтамов, барабанов разной величины, по пластинам вибрафона, ксилофона, маримбы, то ударялись в колокола, гонг и треугольник. Неожиданно в роли ударных выступили деревянные ложки, вместе с гармошкой они стали инструментами, на которых Дорохов виртуозно исполнил народные «Наигрыши».

В программу концерта были включены, как оригинальные сочинения для состава «орган плюс ударные», так и органные транскрипции. К оригинальным можно отнести «Пейзажи острова Патмос» (1982) чешского композитора Петра Эбена, их исполнили Дмитрий Ушаков (орган) и Владимир Дорохов (ударные). В картине "Пейзаж с орлом" был использован весь мультиперкуссионный набор, а в "Пейзаже с радугой" - конги, бонги, колокола. Среди самых известных транскрипций – сочинение для органа в четыре руки - самба З. Абреу "Тико – тико».

  

Наряду с психоделической музыкой П. Эбена были исполнены джазовые импровизации Дж. Фина «Шмелиное буги» (привет «Полету шмеля» Н. Римского-Корсакова и «Каравану» Д. Эллингтона) на маримбе и с использованием треугольника. Джазовая шутка Ю. Маркина «Щелкунчик свингует» (тему Щелкунчика вел Дмитрий Ушаков) продолжила линию джаза. Соединение прозрачной, умиротворяющей композиции Ж. Колодуба «После дождя», где колокольчики и колокола подчеркнули прозрачность музыки, с созерцательными и мрачноватыми «Созвездиями» Дж. Локлера; чувственного «Либертанго» А.Пьяццоллы с джазовой обработкой знаменитой Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха позволило музыкантам держать в неослабевающем напряжении зал на протяжении всего концертного шоу. В его завершении прозвучал фрагмент из мюзикла Э.Л.Уэббера «Призрак оперы» с солирующей ударной установкой.
 

Овации зрителей – и награда музыкантам за их виртуозное исполнительское мастерство, и аванс – они свидетельствуют о неослабевающем интересе слушателей к этому проекту.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК и Сергей ФУРЦЕВ.