bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Маленькая потешная гитарка укулеле переживает второе рождение
но после того, как на выставке достижений тихоокеанского хозяйства в Сан-Франциско в 1915 году отряд гавайских музыкантов поразил всех мелодичным треньканьем на этой миниатюрной четырехструнной гитаре, она распространилась по всему миру.
Ее полюбили, особенно, в эпоху джаза за относительную дешевизну, компактность и легкость, с которой можно научиться на ней играть. Со временем разновидностей укулеле стало гораздо больше (сейчас выделяют четыре основных типа: сопрано, тенор, баритон, концертная) – значит, можно подбирать подходящий к голосу.



Джазменам начала века укулеле нравилась за звонкость и звук, жестче, чем у банджо, и поэтому укулельщики 20-х годов старались перещеголять друг друга техникой, сложностью, скоростью. Исполнителям на укулеле полюбился, в числе прочего, джазовый стандарт I’ll See You In My Dreams. Песню перепевали не один десяток раз; каверы для укулеле числятся за Клиффом Эдвардсом (Cliff Edwards), Джо Брауном (Joe Brown)



Укулеле хорошо смотрелось на экране, и в 1959 году Билли Уайдер (Billy Wilder) выдал гитарку красотке Монро (Marylin Monroe) для роли в фильме В джазе только девушки. Впрочем, скептические наблюдатели утверждают, что на самом деле, ни на каком укулеле главная блондинка кинематографа не играла, и даже на саундтреке ее нет, но в кадре смотрится, не отнять, шикарно.



Ну а когда пришли шестидесятые, и коллектив The Beatles властвовал безраздельно, славу укулеле укрепил Джордж Харрисон (George Harrison), известный любитель и популяризатор инструмента. Когда жесткое гитарное звучание всем приелось, «битлы» решили отправиться в этномузыкальное путешествие и освоить экзотические инструменты типа ситара и таблы, что существенно разнообразило бы саунд.
После смерти музыканта, кстати, про укулеле вовсе не забыли. На концертном альбоме Concert for George (2003), спродюсированном Джеффом Линном (Jeff Lynn), присутствуют любимые инструменты «битла»: за ситар отвечает Рави Шанкар (Ravi Shankar) с дочкой Анушкой (Anoushka Shankar), за укулеле – Маккартни(Paul McCartney) и Джо Браун (Joe Brown). Маккартни даже после записи альбома решил включить трек Something в свой репертуар, и теперь частенько его исполняет, тем паче, что после кислотных электронных экспериментов и чисто-гитарного брит-попа маленькая необычная гитарка снова в почете.



Укулеле отчего-то пользуется нынче дикой популярностью у исполнителей «каверов» (причем, музыкальным трансформациям подвергаются все без исключения исполнители: от тех же The Beatles и Дэвида Боуи (David Bowie) до Radiohead; и даже существует группа невероятно узкой направленности Neutralukehotel, специализирующаяся на укулеле-каверах понятно какой команды.

Главные причины нового всплеска популярности укулеле – банальные, что и в двадцатые годы: научиться играть на нем проще простого, весит немного, стоит недорого. Кроме того, звучит она очень приятно, и привносит легкомысленности, нежности и оттенок какого-то игрушечного тви-фолка в звучание музыкантов, что неплохо подходит коллективам типа Cocoon



Если раньше укулеле было лишь составляющей большого ансамбля, то теперь получает солирующую роль. С одной стороны, укулеле в своей новой трансформации вышло на первый план, как у Аманды Палмер с альбомом кавер-версий Radiohead, а с другой, - стало частью сложносочиненного звучания, как у Noah and the Whale. Англичане инкорпорировали в свой наивный поп-фолк не только гитарку, но и флейту, разномастные свистки и дудочки, глокеншпили, хлопанье в ладоши. Noah and the Whale признаются, что на них главным образом повлияли всего две вещи: фильмы Веса Андерсона (Wes Anderson) (но это, скорее, в плане визуального ряда клипов) и американский анти-фолк, и вот из анти-фолка-то как раз и выросла любовь к укулеле. Получилось многослойно и интересно, а главное – для подражателей просто.



Впрочем, ансамбли вроде Великобританского Укулельного Оркестра доказывают, что на укулеле можно играть и гранж, и все, что захочешь. Оркестру пришлось немало потрудиться, чтобы общее звучание не выглядело, как если бы сорок человек просто собрались и стали играть одно и то же; здесь, как и в любом другом приличном оркестре, есть солисты, партитуры, и, - самое главное, - чувство юмора. Гитарка, скорее всего, за счет количества, звучит мощно, уверенно, продуманно.



На укулеле, как доказывают новые артисты, можно преспокойно играть все, что угодно - даже японский поп. А, как мы знаем, если уж японцы что-то подхватили – жди революционных изобретений.



Источник