bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Два «короля» подарили две премьеры

Музыку европейских композиторов впервые в России исполнили томские музыканты

Второй концерт абонементного цикла «Два короля» с тем же названием был посвящен  В.А.Моцарту, чей день рождения музыкальная общественность отметила накануне. Двумя церковными сонатами Моцарта в исполнении Дмитрия Ушакова (орган) и Томского Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Сапожникова было открыто второе отделение концерта, прошедшего 28 января.



Однако событием вечера стало представление произведений двух европейских композиторов – итальянца Л. Пелеллески (1769-и бельгийца Й. Йонгена, которые в России до этого никогда не звучали, да и в Европе их не исполняли давно. Напомним, российские, а то и европейские премьеры стали фирменным знаком концертов абонементного цикла «Два короля». Например, абонемент нынешнего сезона открыл Концерт Пауля Хубера ре минор, который первыми из российских слушателей услышали томичи в декабре 2016 года.

О судьбе и творчестве Луиджи Пеллески, родившегося в Италии и творившего в бурную эпоху наполеоновских войн, известно крайне мало. Служил капельмейстером в соборе Св. Аннуциаты во Флоренции, писал музыку для органа в стиле венских классиков  - Й.Гайдна и В.А. Моцарта. Концерт для органа и оркестра До-мажор в трех частях в исполнении Марии Блажевич (орган) и Томского Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Сапожникова стал наглядным подтверждением пристрастий флорентийца. Светлые и радостные созвучия, то  набирали мощь и краску, когда оркестр поддерживал орган, то постепенно становились прозрачными и звучали в нежнейшем пианиссимо.                                                                                                                            



Судьба произведений зачастую не предсказуема. Что мешало Концертной симфонии для органа и оркестра, которую бельгиец Йозеф Йонген сочинил 90 лет назад, сразу стать популярной? И ведь и в Брюсселе, и в Карнеги-холле (США) сыграли ее премьеру в 1928 и 1935 годах, но она стала широко известной к концу ХХ века, и ее неизменно называют в ряду лучших и самых вдохновенных сочинений для органа и оркестра. Неслучайно о своей  Концертной симфонии Йозеф Йонген, чей творческий расцвет пришелся на 20-40 годы ХХ столетия, говорил, как о «несчастном произведении».  В России до томских музыкантов ее некто не исполнял. Возможно, потому что она написана не только для тройного состава оркестра, но и для семимануального органа. И хотя  у томского инструмента всего два мануала, Дмитрий Ушаков как солист и Владимир Сапожников как дирижер рискнули показать это сочинение слушателю.



- Концертная симфония Йонгена – это эффектное произведение. Можно сказать, это чистая музыка. Музыка ради музыки. Я такую люблю, - признался  маэстро Владимир Сапожников после концерта.  - Ты не обременен программой, и ты можешь вложить свое видение.  Это дорого стоит. Но материал потребовал большой концентрации внимания и сил.  

Сорокаминутная четырех частная симфония Йонгена – вещь энергетически затратная и к тому же виртуозная, со сложными ритмами, с меняющимися размерами.



- По уровню красоты и сложности Концертную симфонию для органа и оркестра Йонгена можно смело ставить в один ряд со Вторым концертом Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, - считает Дмитрий Ушаков. - Музыкальный язык Йонгена близок к Равелю, Дебюсси, Верну. А третья часть – это особый импрессионизм, совершенно иной, чем у Дебюсси.

Чтобы завершить общую картину музыкальных впечатлений, которые получили в этот вечер томские слушатели, необходимо добавить еще пастозные мазки «Простого концерта» Маргера Зариньша. Стремительный ритм 70-х годов ХХ века (время создания Концерта) в первой и третьих частях подчеркивали ударные и соло элетрогитары (Максим Лукьянов). Ощущение брутальности сочинению латвийского композитора рождало соло органа (Мария Блажевич). Мария Блажевич солировала и при исполнении Симфонии для органа и оркестра ре минор А. Гильмана.  

 

Последние состязание в этом концертном двух «королей» - органа и оркестра - намечено на 19 марта. И вновь ожидается российская премьера.

Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.