bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дмитрий Маслеев: «Играю то, что нравится»


Томская филармония продолжает знакомить своих слушателей с лауреатами Международного конкурса им. П.И. Чайковского



В Томск Дмитрий Маслеев прилетел из Германии, где снимался в передаче знаменитого тенора Роланда Виллазона, который представляет молодых исполнителей классической музыки всему миру. Концерт 22 июня в Большом концертном зале тоже стал своего рода вечером знакомства томичей с обладателем Первой премии XV Международного конкурса им. Чайковского.

… Еще в аэропорту, по прилету в Томск, Дмитрий согласился дать интервью. «Но не более получаса», - сразу предупредил он. И позже на предложение прогуляться по городу, куда он приехал впервые, ответил вежливым отказом. Встреча с новой публикой волновала его больше, и он готовился к встрече с ней весьма серьезно.



- Наступит момент, когда вы почувствуете публику – ваша или не ваша. Ставите перед собой задачу: покорить зал?

- Я об этом как-то не думал. Для меня важна музыка, и то как я играю. А кто слушает… Много слушателей в зале или мало. … Понравлюсь я публике или нет – это уже меня мало волнует. Конечно, когда выхожу на сцену, чувствую энергетику зала, но во время исполнения я един с инструментом. Конечно, есть большая разница – играть в зале, где 50 человек, или где более 2-х тысяч. Но сколько бы людей ни пришло, я все равно буду выкладываться до конца, без сожаления к себе. Играть для тех людей, кто пришел. Играть так, как играл бы в Италии или Геромании, или в зале Московской филармонии.



…Два года в июне назад имя Дмитрия Маслеева взошло на музыкальный небосклон. И до победы на конкурсе имени Чайковского он весьма успешно выступал на различных музыкальных состязаниях, но первая премия «Чайковского» вывела мальчика из Улан-Удэ, бывшего ученика Новосибирской специальной музыкальной школы, выпускника Московской консерватории (класс Михаила Петухова) в ряд мировых пианистов.
- Как-то замечательный пианист Алексей Володин заметил, что самое интересное и самое сложное в жизни участника конкурса имени Чайковского начинается после того, как заканчивается конкурс. Вы согласны с таким утверждением?

- Несмотря на то, что сам конкурс был очень сложный, действительно, после конкурса жизнь сложнее. Я согласен с Володиным. Надо постоянно находить в себе силы.

- Силы, чтобы осваивать новое, идти дальше?

- Да, можно и так сказать.



… К этому момент рояль уже был готов к репетиции.

- По номеру вижу, новая модель, - замечает Дмитрий, прежде, чем садится за рояль, чтобы разыграть пальцы.

- Рояль выбирал Денис Мацуев. Поэтому он и открыл серию абонементных концертов Steinway- вечера, которую вам сегодня завершать. Вам всегда приходилось играть на хороших инструментах?



- Приличный инструмент, на котором можно заниматься постоянно, появился только после конкурса Чайковского. Во время учебы в консерватории (и это не секрет) класс для репетиций достать было очень сложно. Прежде надо было потратить кучу времени, часа два-три, как минимум. Поэтому приходилось заниматься на очень плохих инструментах. Доступ к хорошим инструментам все же был, но всегда по часам. Записывался на репетицию с 7 утра. Потому что в семь утра открываются двери репитетория, что был в общежитии, а очередь на запись начиналась в шести утра.

- Как к стоматологу…

- Согласен, странная ситуацию. Но такая жизнь…

 

- Steinway часто сравнивают с «Мерседесом». И вот вы пересели с «Жигулей» на «Мерседес». Сразу ощутили легкость и плавность движения? Чем выше класс инструмента, тем играть легче?

- Не всегда. Конечно, есть хорошие инструмента, которые сами отвечают тебе. Но даже среди семейства «Steinway» можно различить получше и… . Но очень часто инструменты, которым много лет, - с легкой механикой, а новые рояли с новой, неразыгранной механикой действует наоборот.



- Что для вас репетиция с точки зрения процесса? Ведь эту программу вы уже знаете наизусть, чувствуете ее изнутри. Сами ее составили…

- И что? Теперь не репетировать? Да репетиция даже для того, чтобы привести пальцы в форму. Потому что программа требует максимальной пианистической формы. Да и зал надо почувствовать. Какой звук. Если бы не было доступа к этому роялю, то до начала концерта играл бы на пианино, что стоит в гримерке. Но лучше на рояле.



- Есть ли в репетиции какие–то моменты открытий?

- Мне просто надо послушать себя, акустику зала.

- Музыку, которую вы будете исполнять в Томске, можно ли охарактеризовать, как романтическую, виртуозную.
- Наверное, пожалуй, да.

- В чем особенности произведений? Чем они вам нравятся?



- Сонаты Скарлатти - это короткие произведения, где нет классической сонатной формы, но каждая – настоящий шедевр. В моем понимании музыка Скарлатти звучит очень современно. Она могла быть написана вчера, а не в семнадцатом веке. Я уважаю мнение тех музыкантов, которые считают, что нужно исполнять произведение только на инструменте эпохи, в которую оно написано, но поскольку у нас есть возможность исполнять музыку прошлых столетий на современных инструментах, то зачем отказываться. Поэтому сонаты Скарлатти прозвучат на современном рояле, с его богатыми возможностями.



В программу я включил и танцевальные пьесы Чайковского из 72-го опуса: полонез, вальс, мазурку… Они интересны своей разноплановостью.



В конце первого отделения прозвучит Вторая соната Сергея Прокофьева, самая любимая моя соната Прокофьева. Она чрезвычайно разноплановая – от мрачной таинственности, почти сказочной – до сарказма.



Во втором отделении – шесть пьес Рахманинова. И это шесть шедевров Сергея Васильевича. В финале прозвучит «Пляска смерти» Ференца Листа – сочинение, которое сочетает в себе виртуозность и мистический страшный образ.

 

- В одном из туров конкурса вы исполнили «Пляску смерти» Камиля Сен-Санса и Ференца Листа. За конкурсом мы следили благодаря онлайн трансляциям. Фильм, который предварит ваше выступление, тоже снимался в дни конкурса . Не раздражало постоянное присутствие камеры?



- Кроме камеры, которая снимала фильм, были, как вы заметили, камеры прямой трансляции. А фильм (я его увидел на премьере в мае прошлого года), получился замечательным, и что немало важно – веселый, с юмором. Хотя на себя не очень люблю со стороны смотреть.

- В одном из интервью прочла, что вы причисляете себя к русской романтической школе исполнительства…

- Да??! Так считаете? Нет, не причисляю, и вообще ни к какой школе.

- Но произведения в сегодняшней афише – романтического склада.

- Просто играю то, что нравится.



- Вы продолжили довольно внушительный список лауреатов премии им. Чайковского, которые выступали в Томске. С вашими предшественниками вы встретились на конкурсе. Они были членами жюри. Вы чувствовали отношение членов жюри? Оно как-то проявлялось к конкурсантам во время выступления?

- Нам запрещено было контактировать с членами жюри, поэтому с членами жюри удалось пообщаться уже после церемонии награждения. К сожалению, не со всеми. Но после конкурса у меня началось тесное сотрудничество с Борисом Березовским. Мы уже в Москве сыграли два концерта на два рояля. И последний раз мы выступали вместе буквально две недели назад.

- Вы и с Валерием Гергиевым сотрудничаете.

- Да, у нас были совместные концерты.



- Во время исполнения, кажется, что вас существует только музыка. Вы испытываете наслаждение, радость в эти минуты?

- Наслаждается на сцене – это не то, что люби себя в искусстве. Профессионализм заставляет забыть о технике, ты чувствуешь инструмент, и у тебя появляется желание рассказать, что сочинил композитор.

- Судя по вашей страничке «В контакте» у вас сформировался круг поклонников. Чувствуете их поддержку?

- Да. Постоянно в Москве и в других городах они приходят за кулисы. Я рад пообщаться с ними.



… После концерта круг поклонников Дмитрия Маслеева значительно расширился. Томск принял. Обласкал. Возвел на пьедестал звезды. Все оценки музыкальных критиков , касающихся исполнительской манеры пианиста - «уникальный звук и лирика», «артист с метафизической музыкальностью», «виртуоз с большим будущим», нашли свое подтверждение.

 

Слушатель был покорен совершенством пьес Скарлатти, и к финал, к «Пляске смерти» градус восхищения нарастал и достиг своего пика в последнем произведении. Зал долго не хотел отпускать пианиста со сцены. Щедро несли цветы. В ответ музыкант подарил «Колыбельную» П.И. Чайковского.




Общение томских слушателей с Дмитрием Маслеевым продолжилось во время автограф-сессии. Пока Дмитрий оставлял росчерк на билетах или флаерах , самые заинтересованные успевали задать вопросы - «Когда вы будете выступать в Америке?», «В Италии вы выиграли рояль, какой он марки?», «Что бы вы посоветовали для развития техники игры» … К слову, прежде, чем оставить свою роспись Маслеев, рисовал как бы нотный стан. В таком же стиле давал автографы и Святослав Рихтер.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Владимир Бобрецов.