bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Пять тысяч километров в темпе vivo!

За 15 дней июня участниками филармонического фестиваля «Классическое лето» стали жители 14 районов Томской области

В автобус марки "Neoplan E947" свободно входят 44 музыканта и три виолончели. Скрипки, альты, флейты, кларнеты, гобои, трубы, валторны и тромбоны тоже входят, но едут не отдельно на сидениях, а либо на верхних полках, либо в багажном отделении. Арфа, литавры, контрабасы, туба, ксилофон, ящики с музыкальным реквизитом и нотным материалом путешествуют отдельным транспортом, и всегда выезжают на час раньше, чтобы успеть занять свои места к моменту прибытия музыкантов.



Гастроли любого большого коллектива (а симфонический оркестр – самый крупный творческий коллектив области, даже в камерном виде он больше, чем труппа любого театра) – дело хлопотное, затратное, а если учитывать географию области, то вряд ли возможное без серьезной финансовой поддержки. И такая поддержка пришла от областной администрации в размере пяти миллионов.



Дело в том, что это не просто самые масштабные – 17 концертов в 16 районах области – гастроли за последнее время, начиная с 2014 года. За 15 дней оркестр наколесил пять тысяч километров. Особенность нынешних гастролей в том, что они, по сути, превращены в филармонический фестиваль «Классическое лето». Но если раньше на бесплатные концерты, «на ступеньки» приходили только горожане, то за 15 дней июня жители 14 населенных пунктов области стали его участниками. Идея фестиваля «Классического лета» - обеспечить жителям Томской области возможность приобщиться к высокому искусству, - оказалась созвучна конституционной норме.

Дорогой длинною…



Наконец, когда инструменты загружены, техническая группа отправлена вперед часом раньше, а музыканты по головам пересчитаны инспектором оркестра Екатериной Иннокентьевной Лаптевой, автобус отбывает в пункт назначения.

Траектория движения автобуса напоминает движение смычка. Иногда – на целый смычок, когда выезды дальние, как в Чажемто, Подгорное (оба за одну поездку), Парабель. Иногда – на полсмычка, как в Первомайку или Асино (тоже оба за один раз). Это если брать километраж. А если проводить аналогию с качеством дорог, то очень часто плавные движения «смычка» сменяет рикошет – особый прием, когда смычок прыгает. Вот поездку в Белый Яр (300 километров за более чем 6 часов) можно охарактеризовать так: на «полный смычок» и все время рикошетом.



На одной из дорог, которую водители по привычке именовали «гребенкой», вспомнилась хрестоматийная гоголевская птица-тройка. Образ России как птицы-тройки классику явно навеяли просторы и дороги. Нельзя сказать, что за минувшие 200 лет в дорожном деле ничего не изменилось, но…



Долгая дорога заставляет размышлять об экономике культуры и придорожных туалетах, о той непостижимой, но нерасторжимой связи между «очагами культуры» и экзистенциальным сознанием строителей дощатых нужников. Скажу проще: в районах, где люди, реже задумываются о кратковременности бытия, а больше думают о комфорте, там туалеты благоустроеннее, и Дом культуры (пардон, Центр досуга и творчества) живет более насыщенной и разнообразной жизнью. Как только туалет на улице, непременно жди, что на сцене из осветительных приборов работают только две лампочки, кресла и электропроводка в зале не менялись с доперестроечных времен, и вообще «чего вы хотите от здания постройки 45-года».



Впрочем, удобства на улице в эпоху Интернета – не самое большое «приключение» гастролирующих артистов. При каждом удобном случае все дружно вспоминают, как три года назад, во время первых возобновленных гастролей по области, автобус застрял под Каргаском, и как весь оркестр во главе с маэстро Ярославом Ткаленко толкал его из колеи. Или как в ту же поездку по томскому северу на Оби сломался теплоход, и часть музыкантов отправили назад в Александровское, а другую часть – в Каргасок… Оркестранты со стажем вспоминают случаи из эпохи, когда искусство в массы доставляли теплоходами и поездами.



- Остановились мы в Могочино. Отыграли концерт, возвращаемся на теплоход, а теплохода нет - рассказывает Екатерина Лаптева во время остановки по пути в Белый Яр, когда мы активно отбивались от паутов и слепней. - Оказалось, на теплоходе выключили весь свет, чтобы не привлекать внимание насекомых. Мы с дирижером Борисом Бабенко последними возвращались… Но перед тем, как нас пустить на теплоход дежурный матрос заставил стряхнуть мошкару с нашей одежды. И ее столько нападало!...



Воспоминаний из серии «вот было время» у каждого из нынешних участников гастролей предостаточно. Долгие дорогие и новые слушатели побуждали к пересказам. И о том, как известный композитор Вениамин Баснер с оркестром по Оби гастролировал. И о том, как попали под проливной ливень, пока ждали паром через Чулым («моста-то тогда не было). И о том, что «все деревенские, затаив дыхание, слушали симфоническую музыку, а многие из них не только симфонический оркестр не видели, но и в городе ни разу не бывали».



В истории оркестра были маршруты гораздо длиннее нынешних. В 50-х оркестр на все лето выезжал в Красноярск или в Кемерово, в конце 60-х ездили в Уфу и Курган. В 1986 случились первые гастрольные концерты в Москве. С середины 90-х «симфония» (как для удобства называют оркестр в филармонии) начала осваивать европейские и азиатские подмостки… Что касается выступлений оркестра в селах области, то начались они в далеком 1946-м. «За первые месяцы деятельности филармонии жители Томска и области смогли оценить произведения Глинки, Шуберта, Чайковского, Даргомыжского в исполнении симфонического оркестра», - написал в отчете первый директор филармонии В. Яковлев. Благодаря этому документу сегодня можно достоверно говорить, что просветительскую миссию оркестр уже более 70 лет осуществляет исправно.

Правда, был вынужденный перерыв в гастрольном движении, в эпоху смены аббревиатур – СССР на РФ. Возрождение гастролей симфонического оркестра по северу области началось в 2014 году. Тогда коллектив показывал «Волшебника Изумрудного города» из абонементного цикла «Сказки с оркестром» в Каргаске, Александровском и Стрежевом. Именно эти три района замыкают нынешний гастрольный график – к жителям томского севера «симфония» приедет в конце августа.

«От такой музыки – в животе щекочет»



Но любая дорога, даже самая долгая, заканчивается встречей.

У входа в зрительный зал в Городском Доме культуры Колпашево уже стояла огромная толпа слушателей, когда автобусы с оркестрантами припарковались у входа в здание. Бегущая строка над входной дверью «концерт Томского Академического симфонического оркестра. 15.00» - не оставляла сомнений, что люди в рабочий день дружно пришли слушать классическую музыку.



Белоярцы стали подходить к Центру творчества и досуга за час до концерта. В тот день село намеревалось праздновать День молодежи, а концерт симфонического оркестра открывал праздничную программу. «Неужели концерт бесплатный»? удивлялись они. Здесь не слышали «симфонию» почти четверть века. И в конце устроили такую овацию, что пришлось бисировать.



В Парабели на концерт собирала не только афиша, но и радиотрансляция, которая на все село огласила даже программу концерта: «Томский симфонический оркестр исполнит музыку из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», мелодии из фильмов «Берегись автомобиля», «О бедном гусаре замолвите слово», «Мужчина и женщина», «Звездные войны». Последнее название привело в восторг половину населения районного центра, ту его половину, которой еще нет 25.

Гастроли подтвердили неписаный закон: именно зритель/слушатель, самого разного возраста, социального положения и профессии, ради которого и преодолеваются все километры, определяет в конечном итоге качество концерта, его атмосферу и, условного говоря, его «лицо». Поэтому все 14 концертов оказались разными. При том, что программу всегда открывали Полонезом из «Евгения Онегина» Чайковского, а завершали маршем Радецкого Штрауса-отца.  И  везде за дирижерским пультом стоял маэстро Денис Немирович-Данченко. 



Если говорить о «лице», то чаще оно было детским. «Дети в зале» - для музыкантов это такое же предупреждение, как для водителя знак «Осторожно дети». С одной стороны, та же непредсказуемость и непосредственность, но с другой – предельная искренность (поэтому это самый благодарный зритель).

- Мне нравится эта песня. Она из «Щелкунчика».

- Это Трепак. Танец. Ты знаешь балеты Чайковского?!

- Да, я занимаюсь хореографией.

Разговор с семилетней Полиной Трусенко, жительницей села Первомайское, происходил рядом с Домом культуры «Чулым», девочка то входила внутрь помещения, чтобы послушать, то выбегала. Программа «Классического лета», конечно, не была рассчитана на подобную публику, заполнившую зрительные залы в Первомайском, Зырянском, Кривошеинском районах. Поэтому ведущим концертов приходилось на ходу превращать свой рассказ-знакомство с программой то в викторину, как это делал Дмитрий Ушаков, то в музыкальную сказку, как получилось у Веры Тимофеевой. Музыкальный материал, особенно сочинения Чайковского, позволял и то, и другое. Поскольку для многих детей концерты стали первой в их жизни встречей с большим настоящим симфоническим оркестром, то не меньший интерес вызывали сами инструменты и музыканты, которые на них играли.



- А скрипка будет? – спрашивала маленькая девочка в Кривошеино. На встречу с инструментом, который для нее воплощал Музыку, она и пришла. И уже на концерте узнала, что, кроме скрипки, в оркестре есть арфа, которая нежно звучала в «Вальсе цветов», есть гобой, который начинал волшебную историю о черном и белом лебеде, есть много громких инструментов – барабанов, литавр, труб, тромбонов, валторн, которые олицетворяли целый гусарский полк…



Оказалось, не только эта восьмилетняя девчушка, но и другие мальчишки и девчонки из летнего лагеря специально готовились к встрече с классической музыкой. Многие из тех, что пришла на концерт, сами занимаются в музыкальных школах – и для них балеты Чайковского или романс Гурилева – это не просто красивые мелодии, от которых, как призналась пятилетняя Жанна из Тегульдета, «в животе щекочет», для них музыка существует и в нотной записи. Но между их ученическими пассажами и игрой Томского симфонического оркестра – разница больше, чем между городом и деревней.



На вершине детского хит-парада неизменно оказывался Имперский марш из киноэпопеи «Звездные войны». И хотя композитор Джон Уильямс написал партитуру для большого состава оркестра, а Томский симфонический не мог выезжать полным составом в 77 музыкантов, живое звучание знакомых мелодий из фильма неизменно приводило в восторг публику. Как будто сам Дарт Вейдер явился в Первомайское, Асино, Парабель, Зырянку, Тегульдет, Колпашево, Кривошенино….

«Оркестр приехал ко мне домой»



У взрослых на первом месте оказались мелодии из старых, но любимых фильмов, которые уже стали частью их личных воспоминаний - это вальс из «Берегись автомобиля» Андрея Петрова, пьеса Френсиса Лея из фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Особой слушательской любовью пользовались песня «Чертово колесо» А, Бабаджаняна из репертуара Муслима Магомаева и ария Мистера Икса из одноименного фильма по оперетте И. Кальмана, которые душевно и проникновенно исполнил солист Томской филармонии Евгений Штейнмиллер. Восхищение публики вызывала Вероника Цай, исполнявшая лирическую песню Микаэла Таривердиева «Маленький принц», романс А. Варламова «Что мне жить и тужить» и романс А. Петрова «Не растравляй моей души».

Хитом всех концертов стала, безусловно, виртуозная пьесы джазового композитора Джека Фины «Шмелиное буги» для ксилофона с оркестром в блестящем исполнении Владимира Дорохова.

- Особенно хочется поблагодарить оркестр за программу, составленную с таким вкусом! Может быть, кто-то побоялся прийти на концерт симфонической музыки, полагая, что будет не готов к «тяжелым» классическим произведениям, а оказалось, что вся музыка – нам знакома и близка, - призналась со сцены Ирина Фокина, начальник отдела культуры Парабельского района. -- Сегодняшняя встреча с Томским Академическим симфоническим оркестром вписывает яркую страницу в культурную жизнь Парабельского района. Не только потому, что замечательная программа, но и потому что долгожданная.

Действительно, последний раз симфонический оркестр в полном составе добирался до Парабели только по воде, когда «мотором» гастрольной жизни был фестиваль «Северное сияние». С тех пор выросло ни одно поколение. Более 20 лет не давал концерты оркестр и в Белом Яре.

- Я в отличном настроении после концерта, – не скрывала свои эмоции Надежда Желнерович. - Я ожидала от концерта все то, что было заявлено в афише – встречу с симфонической музыкой.. Быт, заботы по хозяйству не позволяют даже раз в год вырваться в город, на концерт симфонического оркестра. А сегодня я всем с утра говорила: «Смотрите, какая уникальная ситуация: оркестр приехал ко мне домой. И я просто не имею право не сходить. А когда начался концерт– у меня мурашки по телу пробежали от настоящей музыки.

Больше повезло жителям, которые живут не очень далеко от областного центра, куда артисты филармонии чаще с гастролями выезжают. Например, жителям Молчанова.

- Эта сцена принимает лучших людей культуры. Буквально недавно у нас выступал ансамбль филармонии «Сибирские узоры», а следом Асхат Сайфуллин с итальянской певицей Лаурой Таглиалателлой. Сегодня мы вновь ощутили праздник, феерию музыки, - сказал Юрий Сальков, глава Молчановского района, благодаря музыкантов за игру.

К слову сказать, в Молчанове оркестр сыграл туш в честь врача, которого наградили почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ ко Дню медицинского работника.

Из 14 концертов два прошло на открытом воздухе – в городе Асино и селе Чажемто. И они собрали людей много больше, чем могли бы вместить залы сельских ДК.

- Приятно и неожиданно, что в летний день на улице Асина играет симфонический оркестр. Спасибо руководству области, что поддержали проект филармонии, и «Классическое лето» доехало до нас, - благодарил асиновец по имени Роман.

- Мы готовы слушать и аплодировать не только «Классическому лету», но и «Классической осени», «Классической зиме», «Классической весне». Приезжайте чаще, - от имени всех тегульдетцев заявила заместитель главы администрации района Лидия Романова.

Татьяна Веснина.