bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

О руках и голосах Господа

Знаменитая месса си минор И.С. Баха впервые была исполнена в Томске в рамках Всероссийского фестиваля «1000 голосов»

Среди всех произведений, исполненных на фестивале хоров «1000 голосов», инициированного Томской филармонией, одно стоит особняком. Это месса си минор Иоганна Себастьяна Баха. Не только по содержанию, но даже по месту исполнения – она единственная звучала в Органном зале, ибо и была написана для этого инструмента и для хора. И тем, что для Томска эта была премьера. 23 мая два замечательных исполнителя: прославленный коллектив Западной Сибири – Губернаторский камерный хор Кузбасса (художественный руководитель и дирижер Ольга Шабалина) и Дмитрий Ушаков (орган, Томск), - впервые исполнили знаковое для творчества композитора произведение, которое при его жизни не звучало. И хотя в концерт не вошли все шесть частей, и первые четыре не целиком были исполнены, тем не менее, прозвучавшее давало представление о великой мессе.

 
Два прилагательных обычно и почти обязательно сопутствуют мессе – гениальная и великая. Величие сочинения  подчеркивается тем, что композитор работал в течение почти всей жизни. Она вобрала в себя почти две треть из ранее написанной музыки. Но при этом являет собою единое сочинение. А гениальность и грандиозность творения в том, что оно являет собой образец величайшей философской мудрости, выраженной музыкой. Ее образы — страдания, смерти, скорби, а вместе с тем — надежды, радости, ликования, — поражают глубиной и силой.

Торжество и радость пережили слушатели вместе с исполнителями. Стройность голосов хора, их сбалансированность по высоте и тембру заслуживает отдельного комплимента. Как известно, каждое песнопение получало название от первых слов молитвы. Поэтому и звучали как молитва  «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), Christe eleison (Христе, помилуй). Вторая часть была представлена величавыми песнопениями: «Gloria» («Слава»), Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу), Qui tollis peccata mundi (Несущий грехи мира). Торжественно звучали песнопения третьей части  «Credo» («Верую»): Credo in unum Deum (Верую в Бога единого) и Et in unum Dominum Jesum Christum (И в единого Господа Иисуса Христа); Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас), Et resurrexit tertia die (Не (И воскресшего на третий день), Et in spiritum sanctum (И в Духа Святого). Общая радость охватила зал, когда хор перешел к четвертой части «Sanctus» («Свят») : Sanctus Dominus Deos (Святый Господи Боже). Кульминацией и завершением концерта стала пятая часть «Benedictus» («Благословен»): Agnus Dei (Агнец Божий) и Dona nobis pacem (Дай нам мир).
 


Орган выступил в двух ипостасях – как солист и как аккомпанемент. Звучание органа напомнило о том, что Месса – это разговор с Богом. У Р. М. Рильке есть цикл рассказов «Истории о Господе Боге», в том числе и  о руках Бога, которые он отправил на землю, к людям. Игра Дмитрия Ушакова заставила думать, что руки Господа помогали достичь и красоты символа веры, и выразили скорбь о грехах земных и восславили Творца. Но не только в руки органиста вошла благодать. Она звучала в каждой ноте солистов и хора.  

Как утверждают исследователи творчества Баха, композитор заканчивал свои произведения тремя словами: «Одному Богу - слава». Исполнение мессы си минор закончилось утверждением человечности и красоты в мире.

Текст: Татьяна Веснина
Фото: Игорь Волк