bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Путешествие с «солнцем русской поэзии» под оркестр

В честь дня рождения Пушкина музыканты и победители конкурса «Читаем Пушкина» объединились на сцене Органного зала

Двести девятнадцать лет назад в Москве родился человек, который вошел в историю как «солнце русской поэзии». Тогда никто и подумать не мог, что дата 26 мая (6 июня по новому стилю) окажется важной не только для семьи Пушкиных, где родился мальчик, которому дали имя Александр, но и для всей отечественной и мировой культуры.

 
Стихотворения Александра Сергеевича читает наизусть уже не одно поколение – не забываем их и мы: в честь дня рождения поэта в органном зале Томской областной государственной филармонии прошёл концерт, в ходе которого оркестр, а также сами музыканты и победители конкурса «Читаем Пушкина», объединившись, провели слушателей по пушкинским местам.

 
Первым стал домик няни Арины Родионовны, женщины, сыгравшей одну из ключевых ролей в жизни Александра Сергеевича. В исполнении одного из ведущих, Дениса Киреева, звучит стихотворение «Зимний вечер». Последние строки стихотворения плавно перетекают в музыку: оркестр дополняет деталями ту картину, что уже успела сложиться в головах слушателей.

Следующая остановка – блестящий Петербург. Ведущая Вера Тимофеева стихотворением «Город пышный, город бедный…» представляет одну из точек зрения Пушкина на столицу: «Скука, холод и гранит». Иной взгляд поэта декламирует Евгений Штейнмиллер (баритон) в отрывке из поэмы «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье…».
 


Дмитрий Ушаков фрагментом из романа в стихах «Евгений Онегин» перемещает нас в «белокаменную» Москву. И уже прямиком оттуда мы отправляемся на юг, вслед за Александром Сергеевичем, который в 1820 за «дерзкие» стихи в адрес императора был отправлен в ссылку. Вячеслав Клименко (баритон) читает строки из поэмы «Бахчисарайский фонтан», которые следом подхватывает оркестр  под управлением Вячеслава Губанова. Звучит отрывок из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

 
«Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины…» - Разве можно, отправившись по важным для Пушкина местам, пропустить эту остановку? Стихотворения «Кавказ» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла» в исполнении солиста филармонии Евгения Штейнмиллера уже первыми строками уносят нас на границу Российской империи, а оркестр завершает это путешествие «Пушкинским вальсом» №2 Сергея Прокофьева.

С юга – на север, в Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 год –  это самая продуктивная творческая пора поэта. В это время Пушкин едет в нижегородское имение своего отца, куда отправляемся и мы, слушая «Элегию» в исполнении Вячеслава Клименко.
Следующим местом, где мы оказываемся, становится именье матери поэта, Надежды Осиповны Пушкиной. В воспоминания Александра Сергеевича посвящает нас Дмитрий Ушаков – стихотворение «Признание» он предлагает закончить вместе, что зритель с радостью и делает. «Пушкинский вальс» №1 Сергея Прокофьева продолжил мысль.

 
И снова в путь! На последней станции, по дороге из Торжка в Петербург Пушкин написал стихотворение, обращённое к Екатерине Васильевне Вельяшевой – «Подъезжая под Ижоры…». Евгений Штейнмиллер читает нараспев, будто поет романс, что, кстати, было бы уместно.

Дорога. Метель. Состояние привычное для путешествующих по России из века в век. Поэтому и дом из повести «Станционный смотритель» сегодня существует как литературно-мемориальный музей в деревне Выра. Эта точка становится ещё одним пунктом нашей прогулки. Отрывок из повести читает ведущая концерта, музыковед Вера Тимофеева, тему продолжает оркестр музыкой Георгия Свиридова из картин к фильму «Метель».

«Я жил тогда в Одессе пыльной…», - вспоминал поэт свои опальные годы. Миновать Одессу, не вспомнив ее строками «Евгения Онегина» невозможно! Одессу и упоительного Россини  зарифмовал оркестр исполнением Увертюры (финальный раздел) к опере «Вильгельм Тель».
И вот из оркестра выходит  Светлана Шевкопляс (альт) и прекрасно читает «Мадонну», а ее коллеги поддерживают ее отрывком из звучавшей уже оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

Солистка оркестра своим поэтическим соло открыла новую страницу путешествий.  Вера Тимофеева объявляет, что в зрительском зале сидят победители конкурса «Читаем Пушкина».  Один за другим они выходят к сцене и читают любимые строки поэта:  Ирина Манеева - письмо Татьяны из «Евгения Онегина», Татьяна Лихачёва – «Что в имени тебе моём?», Василиса Агеева – отрывок из «Сказки о царе Салтане» (юная участница еще и спела «Во саду ли, в огороде», Ольга Радионова - отрывок из другой сказки -  «О мертвой царевне и о семи богатырях».

- Я решила читать «Письмо Татьяны», так как оно написано от женского лица и чувства героини мне частично понятны, - призналась Ирина после концерта. - Конечно, волновалась. Такая ответственность: первый раз выступать, даже если не на сцене, а возле. Сам концерт мне очень понравился. Вера Сергеевна Тимофеева умеет ставить хорошие мероприятия.
 


Василиса Агеева призналась, что ей сказка о царе Салтане: «Сначала я выбрала другой фрагмент, но  мама посоветовала прочесть более «детский» отрывок. Учила недолго, на сцене не волновалась: выступаю уже с двух лет в составе детского фольклорного театра. А когда узнала о конкурсе, решила попробовать себя в чтении стихов».

 
- Я очень люблю эту сказку. Все эти строки «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…» для меня – Вселенная, целый космос с белыми полями, где «снег валится», -  говорит Ольга Радионова.  - Я понимаю, что и терем, может, был не очень-то высоким на самом деле, но у меня в голове уже целая картина. Профессионально  оценивая своё выступление, прекрасно осознаю, что пока это только «скелетик», «мяса» ещё нет. Но я всё же решила выступить с небольшим отрывком, просто потому что было такое желание. Хотелось, чтобы зритель, слушая, мог вернуться в детство, окунуться в тот мир, который описывал поэт.

Последней остановка в прогулках с поэтом – Санкт-Петербург. Здесь поэт провёл последнее лето на своей каменноостровской даче. Об этом напоминает нам стихотворение «Из Пиндемонти» в исполнении Евгения Штейнмиллера. Следом звучит ещё один отрывок из «Евгения Онегина»: «У нас теперь не то в предмете: мы лучше поспешим на бал». Тему бала подхватывает оркестр и завершает полонезом из одноимённой оперы П.И. Чайковского.  Финальным аккордом вечера становятся «Дорожные жалобы» в чтении Дениса Киреева и любимая свиридовская "Тройка".

«Браво!» - кричат благодарные слушатели оркестру, чтецам и маэстро Вячеславу Губанову и награждают аплодисментами всех.

Текст: Ирада Абдуллаева,
       Вера Гордиенко.
Фото:  Анатолий Древаль.