Симфоническая классика в Органном зале собрала аншлаг
Штраус не подвел, оправдал ожидания организаторов концерта и слушателей. Одним обеспечил аншлаг, другим – легкое, радостное, под стать его полькам и вальсам, приподнятое над суетой и обыденностью настроение. Симфонический оркестр, которым 28 июня дирижировал Денис Немирович – Данченко, оказался достойным партнером композитора. Летний вечер в Органном зале все провели с пользой и с приятностью.
О феномене музыки «короля вальсов» сказано и написано много. Но как бы ум ни поверял алгеброй гармонию шраусовских вальсов, выявляя «формулу» воздушной легкости танцевальных мелодий, остается какая-то загадка - почему на протяжении нескольких веков в разных точках планеты в периоды мира и войны эта музыка пленяет людей. Почему сколько бы раз ни слушал польки «Три–трак», «На охоте», «В Павловском лесу», не устаешь им радоваться, а когда звучит «Венский вальс», «Весенние голоса» или «На прекрасном голубом Дунае», каждый раз мысленно кружишься в танце, представляя себя на балу, на одном из тех, которыми Вена во времена Штрауса была избалована.
Логика появления концерта «Штраус & Cᵒ» в афише традиционного фестиваля «Летние вечера в Органном зале» была подсказана именно этой безграничной любовью к музыке австрийского композитора. Впрочем, зрительской/слушательской любовью и аплодисментами были встречены и марши Иоганна Штрауса – отца и польки Йозефа Штрауса – брата. О семейных традициях «империи Штраусов» рассказала ведущая концерта, музыковед Василина Сыпченко. Она же напомнила, что многие вальсы и польки писались с учетом места исполнения, например, специально для русских сезонов в Павловске.
Прохладу Органного зала, конечно, не сравнить с парковой свежестью и ароматом Павловска, но пришедшие на концерт томичи по достоинству оценили этот неожиданный «бонус». Некоторые Штрауса и благородную «осанку» Органного зала выбрали как альтернативу шумной посиделке в кафе в компании выпускников вуза. Кстати, они остались весьма довольны симфоническим «меню»: на открытие подали Увертюру из оперетты «Летучая мышь» с ее игривостью и брызгами шампанского, головокружительной легкостью и полетной радостью. Вторая увертюра к оперетте «Цыганский барон» была поплотнее по музыкальной фактуре и ее можно было отнести к «основному блюду». Угощением вечера, специальным номером в меню значились изысканное скерцо «Вечное движение» и «Полька –пиццикато».
Бросить вызов так называемому «мертвому сезону», то есть создать альтернативу кафе, пикникам, и даже (не судите категорично!) дачному отдыху – с такими целями задумывался фестиваль «Летние вечера в Органном зале» пять лет назад. Пять лет – это приличный срок, чтобы считать, что традиция прижилась, стала частью культурной жизни «города и мира». Ведь те же вальсы и польки Штрауса свидетельствуют о том, что музыкальные вечера в летнее время – это европейская традиция. И если в начале «Летние вечера» подразумевали только органные концерты, то сегодня в афише фестиваля – камерная, симфоническая и органная музыка. Объединяет ее то качество, ради которого публика и собирается в Органном зале – она развлекает и дарит радость отдыха.
Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк. |