bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Классика рядом

Фестиваль «Классическое лето» сократил дистанцию между музыкантами и слушателями.

Три июньских субботних вечера томичи провели рядом с симфоническим оркестром, которым дирижировал маэстро из Новосибирска Денис Немирович - Данченко. Оркестр - на ступеньках Большого концертного зала. Публика – на газонах или на площади перед крыльцом у парадного входа. Правда, дважды пришлось менять «место действия»: в первый вечер, 16 июня, и в последний – 30-го, слушатели вслед за музыкантами передислоцировались в фойе БКЗ.

Пойти на сближение заставила погода: ветер и тучи вмешались в планы и намерения филармонии. Зато смена места действия неожиданно дала свой эффект – некоторые зрители оказались по одну сторону с оркестром и даже за спиной у него. И этот необычный ракурс на классическую музыку позволил как бы «изнутри» увидеть красоту произведений и гениальность авторов классических шлягеров.



Когда еще была бы такая возможность увидеть, как партитура полонеза из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского материализуется под действием инструментов разных групп! Услышать и увидеть, как ликующие фанфары труб задают возбужденный темп, подхваченный пассажами скрипок и флейт, полонез буквально втягивает в свое кружение всех слушателей… В этот раз приближение к оркестру имело еще и другую цель: каждый мог сфотографироваться на фоне оркестра и принять участие в конкурсе, объявленном филармонией. Ведущая концерта, музыковед Вера Тимофеева напомнила, что призы победителям этого конкурса будут вручены 16 июля.



По правилам этикета любой бал открывает именно полонез. Шедевр Петра Ильича Чайковского, который звучит в начале третьего действия в опере, но чаще как самостоятельное произведение в концертах, открыл фестиваль «Классическое лето». Программа трех вечеров была составлена так, что можно считать его одним большим концертом, который был разделен на три части.

В каждой части возникли свои внутренние сюжеты. Некоторые произведения отсылали к другим концертам, напоминая о плотности симфонического сезона. Так, Вальс цветов из балета «Щелкунчик» Чайковского, звучавший 16 и 23-го июня, дал название самостоятельному концерту 21 июня, а две польки и марш от «империи» Штраусов нашли своего продолжение и масштабное воплощение в концерте «Штраус & C⁰» 28 июня. Арии Фигаро и дуэт Фигаро и Сюзанны в исполнении солистов филармонии Евгения Штейнмиллера и Екатерины Клеменс оживили для тех, кто был на концерте в Органном зале 19 июня. Словом, три вечера «Классического лета» - это своеобразный дайджест концертов и одновременно анонс будущего сезона. О предложениях филармонии, сгруппированных в 22 абонементов, слушателям рассказывала Вера Тимофеева.



Летние вечера симфонического оркестра на открытом воздухе, после закрытия сезона – традиция, которая имеет свою давнюю и интересную историю.

- Я пришла в филармонию работать осенью 1979 года, а летом уже вела концерты оркестра, который выступал на открытой эстраде в Городском саду. Помню, Владимир Никитич Иванов, замечательный виолончелист, строго следил за дресс-кодом, напоминая женщинам, что они должны быть в длинном платье и обязательно в капроне, то есть в чулках. После серии концертов «в ракушке», оркестр грузился на теплоходы и отправлялся на гастроли по большим и малым рекам Томской области, - вспоминает Вера Тимофеева, которая провела все три концерта «Классического лета».

Предшественником нынешнего фестиваля можно считать концерты, которые проводились на ступеньках Большого концертного зала в начале «нулевых». Так как у фестиваля не было официального названия, то слушатели его назвали сами, по месту действия: «На ступеньках». Став «Классическим летом», фестиваль не столько изменил формат, сколько своим названием узаконил программу: симфоническая и вокальная классика, которую знают, любят и ждут.



Такие концерты удовлетворяют естественную потребность в радости. Музыка open air – удовольствие без напряжения и «просвещение без кровопролития», говоря словами Булгакова. С одной стороны музыка из балетов Чайковского, вальсы Штрауса, куплеты из оперы «Кармен» Ж. Бизе знакомы настолько, что, кажется, уже всё знаешь об этих сочинениях. Но вот выходит ведущий и напоминает строчки Пушкина: «Как мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку. Иль перечти «Женитьбу Фигаро», и ты уже включился в ассоциативную интеллектуальную игру, и готов «перечесть» и «Маленькие трагедии», и комедию Бомарше, и вместе с солистами филармонии окунуться в пьянящее веселье оперы Моцарта.

Так классическая музыка любя побеждает.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.