bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Волшебные краски Ночи Ивана Купала

Премьерой сочинения томского композитора Константина Лакина «Алые паруса» симфонический оркестр завершил 72-й сезон

Русалки, лешие, кикиморы, водяные… Все эти и многие другие мифологические существа появляются в ночь на Ивана Купала. Некоторые персонажи этого праздника ожили в партитуре концерта «Ночь перед Ивана Купала» в Органном зале.



Праздник древних славян не раз привлекал деятелей искусства. Вместе с солистами филармонии и Томским Академическим симфоническим оркестром под руководством маэстро Дениса Немирович-Данченко отправились в путешествие в этот волшебный мир славянского праздника.
Отправной точкой стало знаменитое сочинение Модеста Мусоргского – «Утро на Москве-реке». Нежные, долгие звуки альтов и солирующей флейты рисовали в воображении слушателей картину свежей, только что проснувшейся природы с её предрассветными розовыми облаками, лёгким дуновением ветерка, пением птиц.

Удивительно, на что способна музыка! Вот перед вами сидят десятки людей с разными инструментами, и все они, слаженно, словно один огромный механизм, играют и создают целый мир вокруг себя. Синхронно проскальзывают пальцы контрабасистов по грифу, так же двигаются смычки скрипачей, неразрывно ведут мелодию духовые инструменты, а где-то добавляют «веса» музыке ударные, - всё это, сливаясь в единое звучание, может не только взбудоражить фантазию слушателя, но и подарить настоящее эстетическое наслаждение.



«Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы» - этими словами ведущая концерта, музыковед Вера Тимофеева обозначила новый пункт назначения музыкального путешествия, приглашая войти в пространство балета Адольфа Адана «Жизель». Французский композитор обратился к сюжету легенды, пересказанной немецким поэтом Генрихом Гейне. В концерте представлено было только адажио из этого балета. Солирующую партию альта исполнила артистка Томского Академического симфонического оркестра Елизовета Смоликова.

Название следующего произведения «Волшебное озеро» говорило само за себя. Неслучайно Анатолий Лядов дал подзаголовок «сказочная картинка». Музыка действительно сказочная. Буквально с первых нот словно погружаешься в глубину таинственности и всевозможных чар. Тут можно вспомнить и чеховское колдовское озеро в «Чайке». Музыка, словно, живописные краски ложится на полотно воображения. Кажется, что ты сам стоишь у этого озера, всматриваясь в его гладь.

Второй оркестровой миниатюрой Лядова, исполненной томским оркестром, стала «Кикимора», которая так же обозначалась композитором как «сказочная картинка». Рассказ ведущей об этом мифическом существе был поддержан долгими низкими голосами струнных, которые сразу задали абсолютно отличное от «Волшебного озера» настроение – тревожное и несколько пугающее. Даже вступление, казалось бы, «светлых» инструментов с их высокими голосами, не изменило атмосферы, а лишь усилило её, добавив новые оттенки музыкальному полотну.



Казалось бы у персонажей гоголевского «Вия» другая природа, чем у мифологических существ праздника славян, но и они были приглашены на «Ночь перед Иваном Купалой». Три страницы из балета «Вий», созданного Геннадием Гладковым - «Вступление», «Скачки ведьмы и Хомы» и «Танец погонщиков», блестяще исполненных оркестром, погрузили зал в мир Николая Гоголя, одного из мистических авторов русской литературы.

Прекрасным завершением такого вечера стала симфоническая поэма Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе», состоящая из следующих частей: «Сбор ведьм, их толки и сплетни», «Поезд Сатаны», «Поганая слава Сатане» и «Шабаш». В письме композитора к Римскому-Корсакову можно найти такие слова: «Партитура писана прямо набело без черновых». Может быть, это слитность и стремительность и добавляет звучанию поэмы живость и густоту красок?

Самым неожиданным гостем на этом языческом празднике оказался томский композитор Константин Лакин, чье новое сочинение исполнил оркестр. Симфоническая поэма «Алые паруса» у каждого взрослого слушателя вызвала ассоциацию с романтическими образами Ассоли и Грея, созданными русским писателем Александром Грином. Таковыми в поэме Лакина выступили сам автор и его жена, многолетняя спутница жизни – Жанна Рыбакова. Среди остальных, зачастую «мрачных» произведений концерта, эта симфоническая поэма выделялась излучаемыми изнутри светом и теплом. Автор присутствовал в зале и разделил с оркестром радость премьеры. Так последний симфонический вечер в Органном зале был отмечен первым исполнением сочинения композитора, у которого с Томским оркестром давняя и крепкая связь.

Текст: Вера Гордиенко, Ирада Абдуллаева.

Фото: Игорь Волк.