bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Путешествие в космос на полтора часа

Двадцатый концерт фестиваля «Летние вечера в Органном зале» был посвящен музыкальной астрономии

11 июля артисты Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков провели концерт под названием «От Солнца до Луны». Именно такой путь проделала публика, следуя за музыкантами, исполнявшими прелюдии, арии и фуги, так или иначе относящиеся к теме космоса.

Но в качестве музыкального приветствия прозвучала ранняя композиция Карла Дженкинса «Палладио» (1995), которая вроде бы не имела прямого отношения к музыкальной астрономии, но сразу привлекла внимание слушателей. Ибо на слуху (в основном благодаря первой части, использованной в рекламе пива). Зато кроссоверное сочинение как бы обещало: на этом концерте возможны сюрпризы. К тому же, композиция была посвящена великому архитектору Ренессанса, создавшему облик Венеции и образ храма искусств. В этот метафорический храм и ввела Мария Блажевич.

В прохладном, погружающем в музыкальную атмосферу зале среди зрителей можно было найти людей абсолютно разных возрастов. Вот, например, в первом ряду сидит девочка лет семи, обращая на себя внимание ярко-красными солнечными очками. Она неотрывно следит за происходящим на одном из двух экранов, где транслируется игра органистки Марии Блажевич. Экраны установлены специально, чтобы «приблизить» исполнителя к публике, показав все особенности игры на органе – одновременно руками и ногами.

Органист и художественный руководитель Томской филармонии Дмитрий Ушаков объяснил, чем обусловлен выбор темы и что такое «музыка сфер». Идею о недоступной слуху смертных невероятно красивой музыке, создаваемой движениями планет и звёзд, выдвинул ещё Пифагор. Согласно этой теории, все творения земных композиторов – это лишь тень того, что звучит в космосе. Быть может, именно здесь лежит причина такого сильного интереса музыкантов к образам планет и звёзд? Помочь найти ответ на этот вопрос и увидеть космос глазами композиторов через их творения слушателям помогли артисты Томской филармонии.

Первой планетой, на которую нас перенесла музыка, стал Юпитер — газовый гигант, крупнейший в Солнечной системе. В начале XX века английский композитор Густав Холст пишет симфоническую сюиту «Планеты», состоящую из семи частей. Четвёртая из них, «Юпитер, приносящий радость», и была сыграна на концерте органным дуэтом — Марией Блажевич и Дмитрием Ушаковым. Слаженная игра музыкантов поразила: аккорды брались и снимались одновременно, синхронно до доли секунды! Композиция действительно космическая: поток исходящей от органа энергии окутывал с ног до головы и, вторгаясь в воображение, рисовал яркие пейзажи Вселенной.

Следующим композитором, который отдал дань теме, стал Дитрих Букстехуде, самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховского периода. После музыки его увлечением была астрономия, что отражалось и в произведениях: многие сочинения состоят из семи частей, что соответствует количеству известных в то время планет. Его фантазию на хорал «Как прекрасно сияет нам утренняя звезда» исполнила Мария Блажевич. Эта возвышающая тебя кристально чистая музыка восхищает своей внутренней красотой и гармонией, раскрывая возможности органа — от воздушного, едва уловимого пиано к величественному и благородному форте, разыгравшемуся с особенной силой в последних аккордах.

Затем слушатели смогли прикоснуться к Солнцу. Через музыку Иоганна Баха, композитора, так же искренне верившего в музыку сфер. Одно из его самых светлых произведений – Прелюдия и Фуга соль мажор, — как раз позволила долететь до небесного светила. Даже сама тональность произведения уже дарит положительные эмоции. И действительно, вспоминая другие работы композитора, например, Прелюдию и Фугу до минор, где состояние тревожности и драматическое нагнетание постепенно усиливаются, ты понимаешь, насколько выделяется своей яркостью исполненная Дмитрием Ушаковым на концерте композиция. Переливающаяся мелодия, состоящая из нескольких голосов, похожих на журчание ручья, поражает своей живостью и стройностью гармонии.
Сразу от Солнца – к Луне. Туда публику перенесло звучание знаменитой сонаты №14 До-диез минор Людвига ван Бетховена, первая и третья части которой были исполнены Марией Блажевич. Решение о том, чтобы в программу такого концерта входило это произведение, казалось логичным: ведь многим оно известно несколько под другим наименованием, а именно – «Лунная соната». Музыканты напомнили, что такое название композиции дал не автор, а поэт Людвиг Рельштаб, который сравнил музыку с ночным пейзажем Фирвальдштетского озера. Как бы там ни было, это название прочно закрепилось за сонатой, и теперь многие слушатели именно с ним соотносят любимое произведение.

Разные по своим характерам части не оставили зал равнодушным. Тяжёлая по своей эмоциональной составляющей, полная печали и мрачных мыслей первая и насыщенная бурей страстей вторая, прозвучав друг за другом, в финале были встречены яркими аплодисментами. Исполненная Марий Блажевич музыка великого Бетховена - несомненно, космическая. Космическая в том смысле, что она вечна. Ещё Александр Улыбышев, один из первых русских музыкальных критиков причислил «лунную» сонату к произведениям, отмеченным «печатью бессмертия», которые обладают «привилегией нравиться до тех пор, пока будут уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы любить и страдать».

Дмитрий Ушаков, исполнивший арию с вариациями ми минор из цикла «Гексахорд Аполлона» Иоганна Пахельбеля, связал воедино композиторов прошлого, ведь сборник был посвящен двум знаменитым музыкантам — Фердинанду Тобиасу Рихтеру и Дитриху Букстехуде, о чём сообщается в кратком предисловии. Важно, что нередко каждую из шести тем цикла соотносят с какой-либо планетой. Например, прозвучавшую на нашем концерте композицию связывают с Луной. Таким образом, слушатели смогли на время произведений Бетховена и Пахельбеля побывать на спутнике Земли.

Далее Мария Блажевич исполнила миниатюру для органа современного немецкого композитора Ханса-Адре Штамма «Радостное утро», которая словно заполнила зал яркими солнечными лучами и радостью.

Однако сразу за такой приветливой, нежной композицией последовало произведение с гораздо более тяжёлыми смыслами, это была музыка, отражающая в себе борьбу света и тьмы. Именно такими словами описывают творчество Макса Регера, композитора, жившего на стыке двух эпох, наследие которого по своим стилевым истокам многообразно: от предбаховой эпохи до Шумана и Брамса. В исполнении Дмитрия Ушакова мы услышали одно из сложнейших произведений органной музыки — фантазию на хорал «Проснитесь, голос к нам взывает». Поражающее своей мощью звучание, техническая сложность исполнения, а также полный загадок и тайн характер этой композиции Регера – всё это погрузило слушателей в глубокую задумчивость. Казалось, было страшно лишний раз сделать вдох: настолько тишина в зале казалась важной и хрупкой.

Совершенно иным по своему настроению и подаче было окончание вечера. В качестве завершающего номера прозвучала фантазия на тему киномузыки Андрея Петрова. После этой, энергичной и дарящей невероятно положительных эмоции музыки, зал взорвался аплодисментами.

Текст: Ирада Абдуллаева, Вера Гордиенко.

Фото: Игорь Волк.