«Летние вечера в Органном зале» уходят в «отпуск» до августа
Со слова «однажды» начинаются все сказочные или невероятные истории. В нашей истории есть слово «однажды», но всё, что случилось «Однажды летним вечером», а именно 18 июля, в Органном зале – чистая правда, но с налетом невероятного…
Итак, однажды за ужином встретились Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах. Гендель стал угощать Баха устрицами, которые тот никогда не ел.
- Предадимся усладам! – говорил холостяк, баловень судьбы, известный композитор, 30 лет проживший в Лондоне и обласканный королями и кардиналами.
- Может быть, сначала помузицируем?- робко предлагал скромный кантор церкви св. Фомы, у которого к этому времени было уже 20 детей.
- Наслаждаться нужно сейчас, - возражал Гендель и советовал Баху сбрызнуть устриц лимончиком.
…Эту невероятную историю о возможной встрече двух великих музыкантов сочинил драматург Пауль Барц. Мы вспомнили ее, чтобы предварить наш репортаж с концерта, который своим названием – «Однажды летним вечером, или Органный пикник» - располагал к трапезе и наслаждению природой одновременно.
Трапеза, конечно, была воображаемой, природа тоже, зато наслаждение от органной музыки многие слушатели получили вполне ощутимое. Органисты Томской филармонии Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков «меню» включили вальс «Роза юга» И. Штрауса и «Вальс цветов» П. Чайковского. Оба этих сочинения были исполнены в четыре руки, что придало им пикантность. Конечно, в органных переложениях симфоническая музыка звучит несколько иначе, но стиль обоих композиторов был узнаваем, а цветочно-вальсовое настроение стало фоном, приятным пленэром для встречи с другими гостями вечера.
В роли новичка, под маской загадочного гостя выступил Луи Джеймс Альфред Лефебюр –Вели, французский органист и композитор XIX века. Он жил и работал в те годы, когда жанр пейзажа в живописи уже утвердился, более того, избавился от всяких аллегорий эпохи Просвещения, но еще не превратился в условность символа, когда английский живописец Джон Констебл уже провозгласил свое кредо, ставшее знаменитым: «Писать только то, что видит глаз художника». Конечно, в сочинениях «Пастораль» и «Сорти», исполненных Марии Блажевич, нет прямого следования натуре, но нет и посвящение Господу. Эти сочинения предназначались для скромного увеселения обычных французов, хотя и звучали в парижских храмах. Легкая, непритязательная, но изящная и виртуозная музыка «Пасторали» не оскорбляла слуха верующих в те времена, когда звучала из-под рук ее создателя. Что же касается, томской публики, то она была благодарна за знакомство с новым именем. К слову, в историю музыки Лефебюр-Вели вписан не столько своими органными сочинениями, сколько тем фактом, что играл на органе во время погребальной церемонии Фредерика Шопена.
На «Органный пикник» были приглашены два великих композитора эпохи барокко – Гендель и Бах. Реальная встреча, созданная усилиями Дмитрия Ушакова и Марией Блажевич, по духу напоминала ту вымышленную встречу, с упоминания которой начался наш репортаж. Торжественный и пафосный Гендель как будто напоминал собравшимся, что он писал музыку для королевских особ, по их заказу. И в Музыке для королевских фейерверков ощутима и почти осязаема неспешная поступь царственных особ. В исполнении Дмитрия Ушакова это сочинение приобрело несколько надменный тон, Гендель как будто вызывал на творческое состязание своего земляка и современника Баха. И Бах ответил, как подобает Великому Кантору – скромно, но с достоинством. Его «Пастушка» в исполнении Марии Блажевич была серьезна, чиста и несколько философична, что ничуть не портила атмосферу приятного отдыха.
Абсолютно точно в концепцию вечера вписались сочинения двух наших современников «Вальс осьминога» М. А. Холлингхауса и «Радостная птичка» Г.А. Штамма. Первое сочинение предназначается для исполнения только ногами (отсюда и ироничное название), а второе так точно имитировало голоса птиц, что хотелось заглянуть внутрь органа, чтобы увидеть, каким же трубам было доверено воспроизвести эти заливистые , волшебные трели.
Дмитрий Ушаков включил в программу концерта два очень мощных сочинения, которые своим характером скорее подходили к теме «природные стихии», чем к «пикнику». Тем не менее, и органное переложение «Лета» Антонио Вивальди, и Вариации на тему английского гимна «Боже, храни королеву» И. К. Ринка своей мощью привели в восторг публику, которая пришла в Органный зал с желанием «предаться усладам».
«Органный пикник» был последним концертом в июльском расписании фестиваля «Летние вечера в Органном зале». Следующая встреча под флагом этого феста - 23 августа.
Текст: Татьяна Веснина. |