bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Однажды на пикнике…

 «Летние вечера в Органном зале» уходят в «отпуск» до августа

Со слова «однажды» начинаются все сказочные или невероятные истории. В нашей истории есть слово «однажды», но всё, что случилось «Однажды летним вечером», а именно 18 июля, в Органном зале – чистая правда, но с налетом невероятного…

Итак, однажды за ужином встретились Георг  Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах. Гендель стал угощать Баха устрицами, которые тот никогда не ел.

- Предадимся усладам! – говорил  холостяк, баловень судьбы, известный композитор, 30 лет проживший в Лондоне и обласканный королями и кардиналами.

- Может быть, сначала помузицируем?-  робко предлагал скромный кантор церкви св. Фомы, у которого к этому времени было уже 20 детей.

- Наслаждаться нужно сейчас, - возражал  Гендель и советовал Баху сбрызнуть устриц лимончиком.



…Эту невероятную историю о возможной встрече двух великих музыкантов сочинил драматург  Пауль Барц. Мы вспомнили ее, чтобы предварить наш репортаж с концерта, который своим названием – «Однажды летним вечером, или Органный пикник» - располагал к трапезе и наслаждению природой одновременно.

Трапеза, конечно, была воображаемой, природа тоже, зато наслаждение от органной музыки многие слушатели получили вполне ощутимое. Органисты Томской филармонии Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков «меню»  включили вальс  «Роза юга» И. Штрауса и «Вальс цветов» П. Чайковского. Оба этих сочинения были исполнены в четыре руки, что придало им пикантность. Конечно, в органных переложениях симфоническая музыка звучит несколько иначе, но стиль обоих композиторов был узнаваем, а цветочно-вальсовое настроение стало фоном, приятным пленэром для встречи с другими гостями вечера.



В роли новичка,  под маской загадочного  гостя выступил Луи Джеймс Альфред Лефебюр –Вели, французский органист и композитор XIX века. Он жил и работал в те годы, когда жанр пейзажа в живописи уже утвердился, более того, избавился от всяких аллегорий эпохи Просвещения, но еще не превратился в условность символа, когда английский живописец Джон Констебл уже провозгласил свое кредо, ставшее знаменитым: «Писать только то, что видит глаз художника». Конечно, в сочинениях «Пастораль» и «Сорти», исполненных Марии Блажевич, нет прямого следования натуре, но нет и посвящение Господу. Эти сочинения предназначались для скромного увеселения обычных французов, хотя и  звучали в парижских храмах.  Легкая, непритязательная, но изящная и виртуозная музыка «Пасторали» не оскорбляла слуха верующих в те времена, когда звучала из-под рук ее создателя. Что же касается, томской публики, то она была благодарна за знакомство с новым именем. К слову, в историю музыки Лефебюр-Вели вписан не столько своими органными сочинениями,  сколько тем фактом, что играл на органе во время погребальной церемонии Фредерика Шопена.

На  «Органный пикник» были приглашены два великих композитора эпохи барокко – Гендель и Бах.  Реальная встреча, созданная усилиями Дмитрия Ушакова и Марией Блажевич, по духу напоминала ту вымышленную встречу, с упоминания  которой начался наш репортаж. Торжественный  и  пафосный Гендель как будто напоминал собравшимся, что он писал музыку для королевских  особ, по их заказу. И в  Музыке для королевских фейерверков ощутима  и почти осязаема неспешная поступь царственных особ.  В исполнении Дмитрия Ушакова это сочинение приобрело несколько надменный тон,  Гендель как будто вызывал на творческое состязание своего земляка и современника Баха.  И  Бах ответил, как подобает Великому Кантору – скромно, но с достоинством.  Его «Пастушка»  в исполнении Марии Блажевич была серьезна, чиста и несколько философична, что ничуть не портила  атмосферу приятного отдыха.

Абсолютно точно в концепцию вечера вписались сочинения двух наших современников «Вальс осьминога» М. А. Холлингхауса и «Радостная птичка» Г.А. Штамма. Первое сочинение предназначается для исполнения только ногами (отсюда и ироничное название), а второе так точно имитировало голоса птиц, что хотелось заглянуть внутрь органа, чтобы увидеть, каким же трубам было доверено воспроизвести эти заливистые , волшебные трели.

Дмитрий Ушаков включил в программу концерта два очень мощных сочинения, которые своим характером скорее подходили к теме «природные стихии», чем к  «пикнику». Тем не менее, и органное переложение «Лета» Антонио Вивальди, и Вариации на тему английского гимна «Боже, храни королеву»  И. К. Ринка своей мощью привели в восторг публику, которая  пришла в Органный зал с желанием «предаться усладам».



«Органный пикник» был последним концертом в июльском расписании фестиваля «Летние вечера в Органном зале». Следующая встреча под флагом этого феста  - 23 августа.

Текст: Татьяна Веснина.