bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Зураб - "божественный"
«Вначале, надо полагать, следует изречь о генах: мои бабуся и матушка здорово играли на гитаре и напевали, — говорит Соткилава. — Помню, они садились на улице подле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что немало лет через папа, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мать, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, навалом и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

 

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в ключевой состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала развлекуха с московским «Динамо».

 

«Я горжусь тем, что выходил на поле супротив самого Льва Яшина, — вспоминает Соткилава. — Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вкупе ездили к Яшину в больницу затем операции... На примере великого вратаря я избыточный раз убедился в том, что чем большего дядя добился в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

 

Всерьез я задумался о пении только потом того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И ... в июле 60 го уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят.

 

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента отличный лирико-драматический тенор. В 1965 году юный певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились помогать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в известный миланский театр «Ла Скала».

 

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а потому что могла и башка закружиться потом слов маэстро Дженарро Барра, тот, что писал тогда: «Молодой звук Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

 

В Италии певец совершенствовался два года, затем чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал основной приз болгарского фестиваля. Через два года — свежий фарт, на тот самый раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов — имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

 

...Зураб Соткилава — одаренный певец, крайне музыкален, его звук, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ослепительно передает нрав исполняемых произведений, полно раскрывает проект композитора. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие, стремление постичь все тайны искусства. Он занимается любой день, у нас без малого такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы...

 

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всю дорогу несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы — блистательный счастливый момент в США и после этого в Италии, в Милане. Оценки американской прессы кроме того были восторженны: «Большой по объему звук превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит прямо из сердца».

 

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба — последовали бесчисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

 

«Зураб Соткилава — обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, — пишет С. Саванко. — Голоса такого масштаба встречаются нечасто.

 

Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что в особенности ощущается в оперной деятельности певца.

 

Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а ещё в грузинских операх — Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не невзначай в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

 

Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный русский президент, только «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом».

 

Для того чтобы пользоваться эдакий же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а как раз такого рода влюбленность окружает в текущее время певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, при всем при том, и не стремился обзавестись. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он напевал Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, — работать близкое занятие, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

 


Соткилава выступает, хотя и не зачастую, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться как раз на камерном репертуаре, на романсовой лирике, относительно нечасто обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что достаточно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

 

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, безусловно, и сам певец ещё подарит слушателям непочатый край приятных минут.

 

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми.

На сцене БКЗ Зураб Соткилава выступит 15 ноября. Подробности тут



Источник