bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Мост в иную реальность

Игру Давида Фрэ профессионалы сочли «очень русской».

Вместе с первыми морозами Томск посетил известный французский пианист Давид Фрэ. Приезд музыканта с мировым именем привлек внимание всех томичей, интересующихся академической музыкой. Давид Фрэ известен мировому музыкальному сообществу интеллектуальным подходом в интерпретации классики в сочетании с невероятной чувственностью.

Моцарт с Шубертом по-французски

Программа, представленная на томской сцене, включала произведения В.А. Моцарта (фантазии до минор, сонаты до минор и рондо ля минор) в первом отделении и сонату Шуберта в четырех частях во втором отделении.

На концерт пришли не только любители классики, но много профессиональных музыкантов, знакомых не понаслышке с Моцартом и Шубертом. Поэтому произведения первого отделения на слуху у доброго большинства сидящих в зале. Поэтому удивить такую публику было непросто. Но Фрэ это удалось. Моцарт в его интерпретации получился по хрестоматийному идеальным. В руках мастера сразу ощущается, насколько рояль тембрально-пластичный инструмент. Фрэ играл с филигранной артикуляцией – каждая нота на своем месте, каждая клавиша нажата с нужной силой, все штрихи до микрометра точны. И это не механистичное, «правильное» исполнение, а самое настоящее слияние человеческого чувства и интеллекта. Моцарт у французского пианиста получился почти интимным и «вкусным».

В противовес точному Моцарту, зазвучал волнительный Шуберт. Бесконечно певучее и мелодичное движение музыкального полотна с резкими страстными нарастаниями и такими же неожиданными затуханиями, отражают жизнь самого композитора, определившего направление в музыкальном искусстве на добрую сотню лет. Музыка Шуберта – это про человека, про его жизненный путь, про радость, про трагизм, про светлую грусть и беспомощность перед судьбой.

В наше время многие музыканты стараются выйти за рамки академичности. Давид Фрэ на своих концертах предпочитает более камерную атмосферу: приглушенный свет, один софит, освещающий рояль и музыканта, сидящего ближе к краю сцены, ближе к зрителю. Это тот подход к искусству, который я больше всего люблю. Искусство для человека и через призму человека. Жертвуя официозом и формальностями, Фрэ на первое место в концерте выносит состояние, которое становится созвучно зрителю.

Искусство – это мост в мир иной реальности. Музыка погружает в это мир, не спрашивая.

«10 процентов пальцев и 90 процентов интеллекта».



Публика в зале оказалась, как было сказано, под стать таланту пианиста, который охарактеризовал свое творчество в емком высказывании «10 процентов пальцев и 90 процентов интеллекта». О чем заставил думать удивительный музыкант, забравший внимание с первых тактов, с этим вопросом мы обратились к слушателям:

Надежда Усова, преподаватель частной Школе музыки театра и кино «Виртуозы»:

- О манере игр? Очень оригинально. Я на знаю пианистов, с которыми можно было бы сравнить Фрэ. У него действительно оригинальная манера игры. Глубокомысленная. У меня сложилось впечатление, что его игра - это рассказ какого-то мудрого человека. Возникла образная картинка: сидишь, например, у камина, и кто-то тебе что-то рассказывает. Он играет очень спокойно, очень понятно и просто. Звук, конечно, потрясающий. Совершенно уникальная палитра пиано, форте практически не было, но панно было настолько разнообразным, что, пожалуй, он смог этим выразить все, что хотел, и это было очень ярко и по мыслям очень насыщенно. Удивила уникальная динамическая палитра, и то, что он обошелся без супер виртуозных вещей.

Майя Труфанова, стипендиат фонда «Новые имена», лауреат конкурса "Дети играют с оркестром":

- Я никогда не слышала музыкантов из Франции. Для меня Давид Фрэ – открытие. Это новое исполнение. Честно говоря, я еще должна подумать, но мне понравилась его игра. Мы, конечно, будем анализировать с моим педагогом его необычную манеру исполнения какими-то оттенками. С одной стороны, нежно, с другой, заставляет задуматься и что-то понимать в процессе игры, заставляет пойти в глубину мысли, причем даже не самого произведения, а есть такое понятие, как вечность. Эти произведения мне знакомы, по музлитературе и я знаю о другой манере исполнения. То, как играл пианист из Франции - больше по-русски, очень утонченно и деликатно, по-русски более открыто

P. S. Взять интервью у тринадцатилетней талантливой девочки было логично, потому что все мы когда-то начинаем. Пример Давида Фрэ, который начал заниматься музыкой с четырех лет, прошел тот же обычный путь. Консерватория его родного города Тарба за обучение наградила пятнадцатилетнего музыканта тремя золотыми медалями. И в этом же году он стал победителем конкурса юных талантов. Потом парижская консерватория, потом… Впрочем, интеренет сообщает все подробности биографии исполнителя, в том числе и тот факт, что Давид Фрэ женат на итальянской актрисе Кьяре Мути, дочери известнейшего дирижёра Рикардо Мути.

Текст: Екатерина Горкунова, Светлана Сырова.

Фото: Александр Сакалов, с сайта ТВ-2.