bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Одиннадцать минут триумфа

Томская филармония стала местом мировой музыкальной премьеры сочинения Алексея Чернакова «Concertando для фортепиано с оркестром».

Через несколько минут после мировой премьеры молодой композитор пытался за шуткой скрыть свое волнение. Бурные аплодисменты, цветы и искренние рукопожатия музыкантов Томского Академического симфонического оркестра, с которыми Алексей только что играл на сцене, не сразу смогли убедить его в реальности свершившегося.

Две премьеры и один юбилей



Любая премьера – событие незаурядное во всех отношениях, тем более мировая. Но если для Алексея она уже не первая – в мае сего года в Большом зале Московской консерватории состоялось первое исполнение его одноактной оперы «Вещий сон», то Томскому Академическому симфоническому оркестру честь стать первым исполнителем только что написанного сочинения, современного во всех смыслах, выпадает крайне редко. Поэтому и оркестр во главе с главным дирижером Михаилом Грановским испытывал 11 ноября состояние предпремьерного волнения и послепремьерную радость.

- Сегодня, 11 ноября, особенный день, - заметил Михаил Грановский на пресс-подходе перед началом концерта – сразу две мировых музыкальных премьеры должны произойти в России. Одна в Москве, другая – в Томске. Мэтр современной музыки Гия Канчели и молодой композитор Алексей Чернаков. Я бы хотел, чтобы мировых премьер в Томске было больше. Чтобы для нас писали, как молодые композиторы, так и мэтры. Чтобы Томский симфонический оркестр был в ряду тех оркестров, которые исполняют впервые сочинения композиторов.

Добавим, в этот день на концерте «Современный оркестр» случилась еще одна премьера. Правда, местного масштаба. Впервые в Томске прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Ре-мажор Эриха Корнгольда. Его блистательно исполнил Семен Промое (Новосибирск).

Томская премьера завершала первое отделение концерта, героем которого стал не только музыкант из Новосибирска и его скрипка, звучавшая то нежно, то тревожно, давшая возможность слушателям насладиться и понять мышление голливудского композитора с европейской школой, но и выдающийся американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн, чье столетие оркестр отметил исполнением увертюры к его оперетте «Кандид» и виртуозной арией Кунигунды из этого же сочинения (солистка – Вероника Цай).



Мировая премьера открыла второе отделение. А следом за сочинением Чернакова последовала музыка нашего великого соотечественника, реформатора музыки ХХ века Игоря Стравинского. Маскарадной «Пульчинеллой» оркестр завершил концерт со знаковым названием «Современный оркестр».

Вход в «Другое пространство»



Фамилия Чернакова появилась в афише концерта в сентябре 2018 года, когда Томский Академический симфонический оркестр возглавил московский дирижер Михаил Грановский. Именно он из своего дирижерского портфеля вынул свежее, еще нигде не исполнявшееся произведение молодого композитора.

- Когда узнал, что в Москве проходит конкурс сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра в рамках фестиваля «Другое пространство», проявил интерес, вошел в дирижерское жюри, - рассказывает маэстро Грановский. - Сначала композиторское, потом дирижерское жюри во главе с Владимиром Юровским отбирало эти партитуры. Лучшие партитуры выбирали уже дирижеры. Мне по почте прислали 17 партитур, я изучил и выбрал из них то, что понравилось.

Выбрав сочинение Алексея Чернакова, Михаил Грановский автоматически сделал его победителем. Так же, как стали победителями и некоторые другие композиторы, произведения которых отобрали другие дирижеры.

Всероссийский конкурс сочинений молодых композиторов проводился впервые. Его инициаторами выступили Московская филармония и Центр содействия филармонической деятельности «Музыкальный форум» при поддержке Фонда президентских грантов. Конкурс проходил в рамках VI Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» – крупнейшего в России форума современной музыки.

На конкурс было прислано 65 партитур. После двухэтапного отбора в полуфинал прошли 17 партитур, восемь выбранных дирижерами будут исполнены в этом сезоне.



- Мне кажется, что Алексей человек оркестровый. И мало того, что он мыслит по-оркестровому, в его игре я слышу композитора, который понимает оркестр, чувствует оркестр и прекрасно его слышит, - считает Михаил Грановский. - Первая репетиция прошла без Алексея, и она прошла сложно. Потому что не было самого главного голоса. А когда пришел Алексей, то многое стало яснее, многие вопросы ушли. Что самое приятное: подходили музыканты и высказывали свое одобрение и хорошее отношение к работе и музыке композитора.

- Я от себя могу сказать, что это потрясающая инициатива, - заметил Алексей Чернаков на пресс-конференции. - Композиторы долгое время были лишены государственной поддержки, а, как известно, при реализации больших проектов все упирается в финансы. Одно дело – написать произведение. И совсем другое – чтобы его сыграл большой симфонический оркестр. Здорово, что Фонд президентских грантов поддержал эту инициативу фестиваля «Другое пространство». И стало возможным исполнение произведений молодых композиторов. Я надеюсь, что этот процесс будет продолжаться. Очень хорошая идея и правильная.

Судьбы молодых композиторов решали в композиторском жюри: Александр Чайковский, Владимир Мартынов, Виктор Екимовский, Фарадж Караев, Олег Пайбердин, Петр Поспелов, Ольга Бочихина, Дмитрий Капырин, Антон Сафронов, Владимир Тарнопольский, Рауф Фархадов, в дирижерском: Владимир Юровский, Александр Сладковский, Валентин Урюпин, Дмитрий Васильев, Михаил Грановский, Илья Дербилов, Димитрис Ботинис. Председателем обоих жюри был дирижер Владимир Юровский. По условиям конкурса, все произведения полуфиналистов будут выпущены издательством «Композитор» при поддержке Союза композиторов России.

Кипучая энергия и дерзость



Фамилия Алексея Чернакова на афише и в программе оказалась рядом с классиками ХХ века, с композиторами, которые своим творчеством определили, что следует считать современной музыкой. В одной компании с великими – не каждому так везет!

- Стравинский – один из моих любимых композиторов. Большая честь, что мое произведение прозвучит в одном отделении с произведением Игоря Федоровича. Конечно, для меня бесценен опыт работы с живым оркестром, и я очень счастлив, что Михаил Грановский выбрал мое произведение, и теперь оно будет впервые исполнено. Сегодня была репетиция, и оркестр под руководством умного и тонкого маэстро звучит очень здорово. Очень рад, что мое произведение прозвучит в исполнении такого замечательного коллектива. Вдвойне рад, что премьера состоится в Сибири, на моей Родине! - признался Алексей за четверть часа до начала концерта.
Выпускник композиторского факультета Московской консерватории и Российской Академии музыки имени Гнесиных по классу фортепиано магию музыкальной сцены, вкус зрительского успеха знает с детства, как и волнение перед выходом на сцену.

В день и даже в час мировой премьеры Алексей Чернаков вел себя так, как будто и нет у него лауреатских званий, побед на международных конкурсах, как будто это не ему вручали молодежную премию «Триумф». Был сосредоточен на предстоящем выступлении. Ведь он сам должен был солировать на премьерном исполнении. И хотя длительность звучания «Concertando» всего 11 минут, но их еще предстояло пережить…

К слову, добрая половина его наград – за исполнение джазовой и академической музыки. Основы джазовой импровизации начал постигать еще в 9 лет, позже учился у знаменитейшего джазмена Игоря Бриля. А вот сочиняет музыку с четырех лет.



– Часто бывает так, что музыканты после окончания консерватории начинают интересоваться джазом. Я же, напротив, начинал с джаза, а сейчас мои интересы сосредоточены на современной академической музыке. Меня вдохновляет симфонический оркестр. И во время работы над «Concertando» я представлял, как сидит симфонический оркестр, как произведение будет начинаться, как будет оживляться музыкальная ткань. На создание «Concertando» ушло полтора года.

«Когда рождается сиюминутно» - об этом вспомнилось, когда Алексей Чернаков сел за рояль, и из-под его пальцев вышла первая фраза.
Она оказалось короткой, похожей на скороговорку. Оборвалась внезапно, будто рассказчик запнулся. И вот он снова повторяет ту же фразу… Беглые записи летописца летящих мгновений вечности. Вот что такое начало. Пианист не играл, а рисовал портрет текущего и исчезающего на глазах времени. Он рисовал и свой автопортрет, человека живущего в мегаполисе и вынужденного подчиняться его ритму. И вот в диалог с фортепиано вступает оркестр. Пиццикато струнных иронично комментируют высказывания рояля, а духовые солидарны с солистом – они продолжают тему мира, живущего на грани нервного срыва.

Публика в зале по-разному реагирует на нервную динамическую палитру сочинения. Кто-то кашлем: защитная реакция от стресса. Но вот начинает солировать гобой на фоне двух кларнетов – и меняется ритм, настроение, тональность. На смену взбешенному хаосу мыслей приходит умиротворяющая гармония. Затем повествование вновь переходит к роялю, рассказывающему что-то про покой. Рассказ оттеняется отчетливой дробью ударных и вихрем скрипок…

Зал напряженно слушает, внимательно следит за развитием драматической коллизии жизни лирического героя, который трудно находит взаимопонимание с миром, пытаясь отстоять свое «я». Так и видится этот одинокий житель мегаполиса, в чем-то неуловимо похожий на героя Гоголь-сюиты Шнитке, на улице в час пик. Мимо несутся сотни автомобилей, людские ручьи стекают в подземные переходы в метро, а он не находит место среди этой жизни с безумным ритмом. Он ищет место, где его мысли приобретут ровный бег, где его перестанут рвать на части чьи-то амбиции и желания. И вот он сворачивает и неожиданно оказывается в тихом дворике, в странном, незнакомом, почти театральном пространстве, где в предвечернем мареве в воздухе, как в булгаковском романе, возникают неясные очертания лиц, чьи-то насмешливые глаза, чья-то улыбка … Не успевает герой прийти в себя от видений, как мир безумных ритмов вновь настигает его, и он закрывает лицо руками.

Когда напряжение музыки достигает своей кульминации, когда от того, что играет оркестр и солист - мурашки по коже, когда в голове нервно пульсирует мысль: выживет или нет герой, и где же любовь? - музыка внезапно обрывается.



За 11 минут Алексей Чернаков вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром под управлением Михаила Грановского создали подробную динамическую картину мира современного мегаполиса и одинокого, потерявшегося человека. Съемочная группа Московской филармонии, снимавшая мировую премьеру, зафиксировала «на цифру» триумф композитора и оркестра, признание зрителей, которые были щедры на овации и цветы.

- Скажите честно, - спросили мы после концерта, после оваций, - ваш герой выжил? Или сошел с ума? Он вернулся к себе или остался на улице?

- Что произошло в конце, не хочется объяснять, потому что трудно словами описать музыку. Первоначально сочинение оканчивалось на лирической ноте, медленно, но позже я все-таки решил дописать динамичную коду, построенную на материале первой темы. Во-первых, не хочется уходить со сцены под стук собственных каблуков (смеется), а во-вторых (и это главное) форма требовала, чтобы первая тема вернулась. Если говорить о настроении – то в «Concertando» есть дерзость, движение, юмор, которые сменяются размышлениями человека, когда он останавливается, задумывается о душе, о самом дорогом.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.