bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Мой голос для тебя…»

В семнадцатый раз Сибирская «Романсиада» собрала молодых певцов в Томске.

В романсе есть все: «и жизнь, и слезы, и любовь». В конкурсе «Романсиада» тоже есть все: международный масштаб, красивые голоса, демократичность и в то же время строгость отбора, высокий профессионализм исполнителей и судей. И всегда яркое зрелище.

В Томске международную «Романсиду» и ее создателя, бессменную ведущую, заслуженного деятеля искусств РФ Галину Преображенскую полюбили с 2001 года. Неизменно организаторами ее выступает администрация Томской области, Департамент по культуре и туризму Томской области, а с 2011 года – Томская областная филармония. За эти годы, как верно заметила Галина Преображенска, «Романсиада» для Томска стала еще одним университетом, который в разные годы «окончили» ведущие солисты оперных и музыкальных театров страны и мира. Но первый серьезный успех к ним пришел на томских подмостках. Сибирский тур ХХII Международного конкурса молодых исполнителей русского романса открыл миру новые имена.

«От Севильи до Гренады»


География Сибирского тура в последние лет десять остается почти неизменной: от Екатеринбурга до Читы и Красноярского края. В этом году заявки поступили от 70 певцов из 15 регионов. К Сибири добавился Казахстан. По числу конкурсантов из соседних регионов лидировал Красноярский край: в трех номинациях участвовало 15 красноярцев. Чуть-чуть, на одного человека, меньше представила Кемеровская область. 

Самой дальней оказалась Александра Кузнецова из Читы, но она и приехала самой первой и первой приступила к репетициям с концертмейстером. Бурятию представляла Валентина Соломенникова. Андрею Медведеву из Казахстана Томск оказался ближе, чем Шымкет, где также проходил отборочный тур «Романсиады». Богучанский район Красноярского края несмотря на свою локальность и отдаленность уже не первый раз заявляет о себе, как о месте, где рождаются и растут «романсиадцы», певцы с хорошими голосами и душой артиста. На этот раз из поселка Таежного Богучанского района приехал самый юный участник «Романсиады» - одиннадцатилетний Артем Харьков.



Но победителей определяет не география, а вокальная школа. Традиционно острое соперничество разворачивается между двумя консерваториями Уральской (Екатеринбург) и Новосибирской. В этом году в спор активно вмешались томичи и красноярцы. Два отборочных тура в основной номинации (от 18 до 27) прошли в острой конкурентной борьбе. Особенно хороши были сопрано. И столько оттенков! Колоратурное, меццо-сопрано, лирическое.

Певиц всегда больше среди конкурсантов, на этот раз они оказались голосистее и артистичнее. Из двадцати лауреатов и дипломантов сибирского тура – только шесть мужчины. Новосибирцу Артему Акимову в силу имени и фамилии, открывающих алфавит, пришлось начинать и первый, и второй тур. Первым, как известно труднее, но Артем сразу планку поднял высоко. По итогам двух туров, он стал лауреатом первой степени, в вокальной технике ему немного уступил певец из Казахстана Андрей Медведев, заняв второе место в основной номинации. Но обладательница Гран-при Мария Анчугова (Екатеринбург) укрепила впечатление о женском приоритете Сибирской «Романсиды-2018».



- Последние пять лет в Томске были мужские конкурсы на всех этапах «Романсиады». И я тосковала: ну, где же женщины? Романс, как мне представляется, ближе женскому сердцу, -делится впечатлением от конкурса Галина Сергеевна Преображенская.

Она же отметила еще одну особенность: «романсиадцы» значительно помолодели. За главный приз – поездку в Москву и выступление в Колонном зале Дома союзов – борются сейчас 17-18 летние. Однако средний возраст сибирской «Романсиады» - 22 года.

- Думаю, молодых привлекает необычная высота романсовых отношений: герои романса всегда на «Вы», достоинство, благородство – слова и понятия редкие, не тиражируемые в каждый день нашей жизни. Привлекает и красивая мелодия – они могут петь и тянуть свой голос. Удивляешься, когда слушаешь: по документам 20 лет, а перед тобой - зрелый исполнитель, личность. Наш конкурс и способствует росту личности. Очень серьезно поменялось отношение к «Романсиаде» у вновь приходящих конкурсантов: они сопоставляют себя с предшественниками, с теми, кто стал известным благодаря «Романсиаде».

Билет в будущее


«Сладко, громко пташечка станет распевать, а я, добрый молодец, буду горевать…», - Артем Харьков романс А. Гурилева пел с душой, пытаясь передать переживания лирического героя, от которого улетела молодость пташечкой… Мягкая ирония, которую в слова заложил поэт, усилилась исполнением. Ведь лирический герой мечтал и тосковал устами одиннадцатилетнего мальчика.

- Труднее всего оказалось понять содержание романса, - признался Артем за кулисами конкурса. – А с волнением справляться легко. Когда еще стоишь в кулисах – волнуешься, но стоит выйти на сцену – и возникает другое чувство. Радость. Особенно, когда чувствую поддержку зала

В свои 11 лет Артем уже не раз выходил на сцену международных конкурсов, и не раз слышал овации. Как он сам шутит, с восьми лет его тянет на сцену. В его репертуаре много классики и народных песен, а вот с романсами он на конкурсе выступает впервые.

Для второго тура Артем вместе со своим преподавателем Светланой Сосновской и концертмейстером Светланой Суворовой приготовил второй романс «Звезды» на стихи С, Есенина. Этот романс и решил судьбу первого места в номинации «Надежда Романсиады». Ученик школы искусств из рабочего поселка Таежный Богучанского района Красноярского края стал единственным лауреатом в своей возрастной группе до 17 лет. Его артистизм, обаяние, умение подать песню и красивый тембр голоса буквально очаровал все жюри.



- Сложно судить «Надежды», - считает Евгений Южин, «золотой тенор России», лауреат международной «Романсиады – 2007», самый молодой член жюри. – Нужно очень аккуратно подходить к вердикту. Не пропустить талант, но и не дать неправильный билет в будущее.

На удивление, всегда многочисленная номинация «Надежда Романсиады» в этом году предъявила всего восемь конкурсантов. Поэтому запомнился каждый участник, и каждому томская публика аплодировала сердечно, от души.

- Для ребенка, у которого впереди ломка голоса, ничего предсказывать невозможно, - сказала Галина Преображенская перед тем, как вывести на сцену гала-концерта Артема Харькова. - Пусть он будет романсиадцем. Это любовь и понимание музыки. Это дружество. Это уважение. Это то, что раньше называлось хорошим воспитанием

О соловьях и розах



В названии конкурса неслучайно стоит определение «русский романс». Оно указывает на родовую принадлежность. О нем можно сказать, как о герое фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» - он русский, и это многое объясняет, в том числе и неразрывную связь с русской душой.

Все ее оттенки и переживая переданы в самых поэтических образах. Душа поет соловьем пахнет сиренью, ее бурные переживания похожи на вешние воды или звон бубенцов… И этой своей родовой принадлежностью к русской душе, романс обеспечил себе место и в XXI веке. Современные романсы С. Губайдулиной, С. Слонимского, Г. Свиридова, А. Петрова. А. Бабаджаняна, И. Шварца, А. Болдырева, И. Шабординой, К. Орбеляна в исполнении молодых певцов и вовсе утверждали неиссякаемость романса как вокально-поэтического жанра. Обращение молодых к романсам, ставшим классикой, свидетельствует о том, что не распалась связь времен.

Соловей, воспетый Чайковский. Римским-Корсаковым, Алябьевым, оказался самым популярным героем минувшей «Романсиады»: о нем пели и женщины, и мужчины. Еще «Сирень» С. Рахманинова цвела пышным цветом в ноябрьский холод. Удивляться не стоит: по условиям конкурса, каждый его участник готовил два романса, один обязательно классический. «Соловей» Алябьева или Чайковского – это всегда возможность солисту показать богатство, краски своего голоса.

За «Соловья» А. Алябьева Галина Петкевич, обладательница колоратурного сопрано, получила первое место, доставив радость томичам. Кемеровчанам (родом из г. Тайга Кемеровской области) и новосибирцам (учится в Новосибирской консерватории). Романс «Пленившись розой соловей» Н. Римского-Корсакова обострил конкуренцию в основной группе романсиадцев. Три певицы – Александра Кузнецова (Чита), Екатерина Клеменс (Томск) и Наталья Линючева (Красноярск), одна за другой выходили и пели этот романс. И жюри оказалось в ситуации почти спортивных состязаний, когда решала техника. В итоге лучшей исполнительницей этого романса была признана солистка Томской филармонии Екатерина Клеменс, занявшая 2 –е место в сибирской «Романсиаде», а Наталья Линючева – 3-е место. Но на гала-концерте этот романс исполнила Наталья Линючева.

Екатерина Клеменс впервые принимала участие в «Романсиаде» и, хотя романсы поет чуть ли не с детства, но в конкурсе важен на строй на конкурс. «А я не из числа бойцов, - призналась Екатерина уже после гала-концерта. - Я видела, как многие за кулисами готовились на сцену и сражаться за выход в финал. Это тоже особый талант – уметь себя показать».

Для Валерии Быковой и Анастасии Ивакиной умение себя показывать – часть их профессии. Все они – артистки Северского музыкального театра. Валерия стала лауреатом, заняв третье место, Анастасия получила спецдиплом «За сценическое очарование и артистизм». Запомнились они тем, что не пропели, а прожили на сцене сюжеты своих романсов. За что отдельное спасибо и поклон их наставнику – народной артистке России, члену жюри «Романсиады» Людмиле Травкиной. В манере подаче романса даже угадывались травкинские героини. Так выразительно и чувственно пела Валерия Быкова романс Н. Зубова «Я обожаю!», что, казалось, на ее признание из зала поднимется предмет ее обожания и при всем зале попросит ее руки.

Признание в любви - самый распространенный сюжет романсов. Можно сказать, что все романсы о любви: о той, что прошла или той, что мечтается и грезится, о взаимной и, напротив, что рождает муки сердца и граничит с ревностью, о любви с первого взгляда и нечаянной, о той, что рвет нить судьбы…



- Поэтому их петь надо с душой! – говорил на мастер-классе профессор Уральской консерватории Валерий Шерстов. – Душа хочет естественного проявления, и она его находит в романсе.

Валерий Николаевич впервые был членом жюри сибирского тура «Романсиады», заменив на этом посту Николая Николаевича Голышева, который многие годы был председателем жюри сибирского тура.

Свою методику работы с голосом В. Шерстов изложил в книге «Тайны и парадоксы вокального искусства», которую и презентовал на мастер-классе. Желающих совершенствовать свою вокальную технику Валерий Николаевич учил трем способам: «мычанию», «рычанию» и «вычанию». Он буквально на себе показывал, как работают мышцы брюшной полости при разных способах звукоизвлечения. Ссылаясь на собственный опыт и опыт великих певцов, Шерствов подсказывал, как можно выходить даже из неблагополучной ситуации мутации голоса.

Достоинство романса



Рубикон, отделяющий основную номинацию от «Романсиады без границ», с одной стороны почти не ощутим, не заметен. Большая ли разница в голосе, когда тебе сегодня 27, а завтра будет 28? Но именно эта возрастная черта становится «водоразделом» для молодых исполнителей романсов.

Еще в прошлом году Вячеслав Клименко, солист Томской филармонии, выступал в основной группе конкурсантов, а нынче уже в той, где поют 28+. Но то, что не случилось раньше, произошло в этом году. Он стал лауреатом. Третье место в этой номинации с ним разделила Олеся Журавкина из Новосибирска. Второе – у Ольги Музыковой (Кемерово), первое – у Елены Стромило (Красноярск).

Примечательно, что все они – «романсиадцы» со стажем. Не один год приезжают в Томск, чтобы выйти на сцену конкурса. Что их привлекает? Красота романса. Его богатые выразительные возможности. Почему даже не профессиональные певцы подают заявки на участие в «Романсиаде»? Любовь к романсу. Его душевность, мелодичность, Его, как справедливо заметила Г. Преображенская, достоинство.

Именно так и назвало жюри спецнаграду, которую получил Александр Шужданец, предприниматель из Красноярска. Его благородный, красивый голос отметила основательница конкурса Галина Преображенская, представляя его публике на гала-концерте. Героем с кинематографической внешностью, т.е. актерской, назвала ведущая гала-концерт Юрия Ракова, пенсионера из Кривошеинского района Томской области.



Любовь к романсу уравнивает шансы любителей и профессиональных певцов,
дает право выступать на одной сцене. И это одна из традиций «Романсиады». Другая – каждый член жюри на гала-концерте тоже поет романсы в честь лауреатов. Или аккомпанирует, как Оксана Петриченко. Наконец, третья традиция – завершать гала-концерт совместным исполнением вечного романса «Только раз бывают в жизни встречи».

- Андре Моруа заметил: «Романс будет жить вечно для тех, кто его достоин».
Это квинт эссенция нашего дела. И пусть этих достойных будет как можно больше! – сказала, прощаясь с томской публикой Галина Преображенская и попросила Томск «держать крепко «Романсиаду» в своих руках.

С результами конкурса и составом жюри можно ознакомиться здесь: http://bkz.tomsk.ru/ru/about/2017-01-11-03-23-00/17-2017-01-11-03-34-53/4280--2018

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк, Владимир Бобрецов.