bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Вселенная Артемьева

«Музыкальный кинозал» открыли музыкой Эдуарда Артемьева за неделю до его 81-го дня рождения.

В фильмографии композитора Артемьева более 160 фильмов. Но когда возникает необходимость проиллюстрировать тему «музыка Артемьева в кинематографе», то чаще всего выбирают фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Вот и первый концерт филармонического абонемента «Музыкальный кинозал» повторил в названии первую часть названия дебютного фильма Никиты Михалкова.

Финальные кадры фильма, где крупным планом показаны лица Юрия Богатырева (Шилов), Александра Кайдановского (Лемке), скачущего на коне Сергея Шакурова (Забелин) и едущего в машине Анатолия Солоницына (Сарычев), вошли в золотой фонд отечественного кинематографа, как и сам фильм, который называли советским вестерном. Но, смеем утверждать, что эти кадры сделались эталонными, хрестоматийными благодаря музыке. Тема «Три товарища» с лирическим, пронзительным соло трубы, в котором слышится и романтика, и надежды юности, и желание будущего счастья, запоминается с первого просмотра и становятся символами всей картины. По ним вспоминается фильм, по ним вспоминается композитор Артемьев.



Однако концерт, открывший традиционный абонемент Томской филармонии «Музыкальный кинозал», начался с редко звучащего Артемьева – с его музыки, написанной для спектакля Адольфа Шапиро «Кабала святош», поставленного во МХАТе в 2001 году с Олегом Табаковым в главной роли. Забегая вперед скажем, что Табакова зритель увидит во фрагментах еще одной картины Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Театральная же музыка в исполнении симфонический оркестр под управлением маэстро Вячеслава Губанова и прозвучала по театральному: остро-драматически, с ощутимой едкой иронией Булгакова. И уже в этой своеобразной увертюре к рассказу о киномузыке Артемьева отчетливо слышны были две характерные черты стиля композитора – прозрачность музыки и ее умение создавать и овладевать пространством, будь то сцена или экран.

Это особый дар чувствовать пространство. Артемьев обладает им. Он никогда не писал музыку, пока не закончатся съемки. «Бывает, эпизод настолько насыщен действием, что достаточно одной ноты. Всего одной ноты, чтобы выразить какое-то душевное состояние», - заметил композитор в одном из интервью. Музыка в кино, театре, считает он, тем и отличается от любой другой, что работает с изображением. Неслучайно в панорамных кадрах фильма «Свой среди чужих» пронзительно звучит труба. Соло на трубе в концерте исполнил Алексей Шелест. Нежная медь пробуждала щемяще-сладостные воспоминания о далеко-прекрасном времени, когда впервые увидел этот фильм и рождало желание еще раз пересмотреть.



К слову, это желание возникало каждый раз, когда оркестр начинал новую тему. В «Музыкальном кинозале» по воле ведущей концерта Василины Сыпченко были показаны фрагменты из фильмов Никиты Михалкова, который почти все свои фильмы снял с Эдуардом Артемьевым, кроме одного – «Очи черные». На съемки фильма «Раба любви», изменив своей привычке, приехал Эдуард Артемьев. И так вдохновился съемочным процессом, что быстро написал главную тему и песню героини. Как признавался композитор, его вдохновил струящийся шарф Елены Соловей. Вот так деталь может повлиять на атмосферу фильма.

Захотелось пересмотреть и два фильма с участием Олега Меньшикова «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». Любопытно, что оскароносный фильм был представлен двумя музыкальными фрагментами, которые не звучат в окончательном варианте. Это «танковый бой» и «футбол». Так что зрители в музыкальном «кинозале» смотрели уникальный, свой фильм.

О связи современной музыки с пространством кадра вновь вспомнилось, когда шли кадры из «Сибирского цирюльника», особенно съемки сверху, панорамные кадры и крупный план. Альфред Шнитке называл эту связь пространственной и содержательной суперполифонией. Этой суперполифонией отмечены фильмы Андрея Тарковского, для которых писал музыку Эдуард Артемьев – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». К сожалению, они не были показаны. Хотя могли бы напомнить один важный для томской культуры эпизод – Томск был первым городом, где были показаны фильмы Тарковского – «Зеркало» и «Сталкер».

Разговор о Вселенной Артемьева будет не полным, если не сказать, что в историю музыки он вошел как основоположник электронной музыки в России. Впервые она прозвучала в фильме 1963 года «Мечте навстречу». Но поскольку формат абонемента предполагает участие симфонического оркестра, то и видеоряд подбирался под музыкальный материал, который освоен оркестром. И тут стоит напомнить, что в 2011 году Томский Академический симфонический оркестр исполнял киномузыку Эдуарда Артемьева в присутствии автора, а затем вместе с ним возил эту программу по городам Дальнего Востока, так как проект был поддержан «Газпромом».

Новая встреча с музыкой Эдуарда Артемьева случилась за 5 дней до его 81-го дня рождения. И фактически концерт стал своеобразным подарком земляку. Ведь создатель своей Вселенной родился в соседнем Новосибирске.

Следующая встреча в «Музыкальном кинозале» состоится 3 марта.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.