bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

В тот вечер его поцеловал Господь

Юбилей маэстро Пуччини отметили по-новогоднему

Среди многих любопытных фактов из жизни последнего великого оперного композитора нет сведений, как он справлял Новый год. Поэтому концерт «Новый год у маэстро Пуччини» - вольная фантазия режиссера и автора сценария, музыковеда Веры Тимофеевой и солистов филармонии. Слушатель, не лишенный воображения, мог представить, что герои известных опер пришли поздравить своего создателя со 160-летием.

Поводом отметить Новый год и Рождество с маэстро послужила дата его рождения – 22 декабря, а сам концерт открыл череду новогодних концертов в Томской филармонии. Само же музыкальное действо представляло собой не столько поздравительную открытку, сколько путеводитель по самым известным операм, написанным Джакомо Пуччини. Неслучайно сообщая о композиторе, который соединил в своем творчестве XIX и ХХ века, ведущая Вера Тимофеева, упомянула и его творческом кредо: «В этот вечер Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».

Поэтому все прозвучавшие арии погружали слушателей в атмосферу музыкального театра, а фотографии тех театров, где проходили премьеры или знаковые постановки опер Пуччини, не просто давали представления об оперных подмостках, но были своего рода декорациями.


Яркий представитель «веризма», Пуччини в своем творчестве ставил на первое место чувства. Автор роскошной музыки, музыки узнаваемой и нескучной, на сцене Органного зала в качестве главного виновника торжества был представлен такими героями, как Тоска из одноименной оперы и Лиу из «Принцесса Турандот» – обе арии исполнила приглашенная вокалистка Елена Бурова, Мюзетта и Лауретта («Богема» и «Джанни Скикки») – Екатерина Клеменс, Мими и Чио-Чио сан («Богема» и «Мадам Батерфляй») – Юлия Шинкевич, Скарпиа («Тоска») – Вячеслав Клименко, Джанни Скикки («Джанни Скикки») – Евгений Штейнмиллер, Рудольф («Богема»), Каварадосси («Тоска»), Принц Калаф («Принцесса Турандот») - Денис Дорофеев.

Однако концерт открывала инструментальная музыка. Фантазия на темы из сочинений Пуччини в исполнении органиста Дмитрия Ушакова, была построена не только на напоминании знакомых мелодий, но и на угадывание, какая музыка прозвучит далее.

Оперы великого композитора – это не просто роскошная музыка, но и красивые трагичные истории. Истории о любви, предательстве и обязательно трагичном конце, как в «Богеме», «Тоске», «Мадам Батерфляй». Маэстро первый осмелился вставить в одну оперу – «Тоску» - столько жестокости: убийство, казнь, предательство и суицид. Он каким-то таинственным образом ощущал эмоциональную, чувственную силу искусства. Силу, которая держит всякого слушателя в своей власти до сих пор. Об этом думалось, пока пела Елена Бурова арию Тоски.
 


Большинство вокалистов имеют в своем репертуаре арии из этих известных опер Пуччини. Это именно тот материал, на котором можно профессионально расти. Таковы, например, ария Чио-Чио-сан в исполнении Юлии Шинкевич, вальс Мюзетты из оперы «Богема» в исполнении Екатерины Клеменс или ария Каварадосси из оперы «Тоска» в исполнении Дениса Дорофеева. Темы этих арий будут на слуху, пожалуй, и у тех, кто не знаком с творчеством Джакомо Пуччини. Но были и новые произведения. Так, идея разучить и исполнить арию Гульельмо из оперы «Виллисы» солисту Вячеславу Клименко пришла во время недавней поездки в Красноярск. К слову, номера из этой оперы исполняются по всему миру довольно редко, а в Томске впервые. Поэтому можно поздравить не только певца, но и нас, слушателей.

А что же Новый год? И полагающееся веселье? Маэстро Джакомо Пуччини, представленный не только своим оперным творчеством, но в воспоминаниях и письмах, показал себя, как человек, обладающий тонким чувством юмора. Поэтому слушатели получили истинное удовольствие от «общения» с маэстро, и от исполнителей.

Текст: Екатерина ГОРКУНОВА,
Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.