bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Корень один – «дух»

Абонемент «Духовые оркестры» был создан как продолжение идей Валерия Халилова.

Сигнал, атака, военный поход, торжество, парад, бал, танцы в парке, марш, вальс, расставание, встреча, радость, слезы, признания в любви и воспоминания – и все это к жизни может вызывать одно только словосочетание «духовой оркестр».  Если выстроить эти ключевые слова и понятия в определенном порядке, то получится описание концерта «Духовая фантазия» из абонементного цикла «Духовые оркестры», который прошел 27 января в Большом концертном зале.

 «Духовые оркестры» - новый абонемент Томской филармонии, который создавался для привлечения внимания к духовой музыке, к исполнительству на духовых музыкальных инструментах. «Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, в концертные залы, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями», - говорил дирижер, генерал-лейтенант Валерий Халилов на первом заседании Духового общества России летом 2016 года. Томская область  одной из первых поддержала инициативу В.М. Халилова – уже в январе 2017 года было создано томское отделение Духового общества, а в феврале того же года был создан Сводный духовой оркестр Томской области.

Абонемент, представляющий разные коллективы, исполняющие музыку на духовых инструментах, стал еще один сигналом, что Духовое общество в Томске живет концертной жизнью. В ноябре 2018 года филармония познакомила томичей уникальным духовым оркестром – Уралбэндом во главе с полковником Александром Павловым. Известность и популярность коллектив снискал своими уникальными шоу-программами, за которые получил прозвание «танцующий оркестр» с танцующим дирижером. Те, кто пришел 7 ноября в БКЗ, получил огромное удовольствие и от музыки и песен, а главное – зарядился той колоссальной положительной энергией, которую щедро вырабатывал духовой оркестр из Екатеринбурга. Второй концерт из абонементного цикла представил томских духовиков, которые выступали в разных составах и в разных ипостасях.

Вот такое предварительное слово было сказано ведущей концерта Василиной Сыпченко, перед тем как на сцене  Большого концертного зала Томской филармонии зазвучали разные коллективы.

 
- Возрождение духового исполнительства должно начинаться с воспитания юных музыкантов, - заметила музыковед, представляя томской публике детский духовой оркестр «Вдохновение» детской музыкальной школы №2 Томска во главе с его художественным руководителем и дирижером Захаром Никифоровым. Он же является артистом Томского академического симфонического оркестра, председателем томского отделения Духового общества России и дирижером Сводного духового оркестра Томской области.

Для юных музыкантов это было первое испытание большой сценой (самой большой сценой Томской области), хотя за плечами у них пять лет концертной деятельности. Но играть в тысячном зале - для этого нужно мужество. «Вдохновение» начали с классики – с фрагментов из оркестровой сюиты №2 си минор И.С. Баха - менуэт, полонез и знаменитая «Шутка». Зал отдельно поблагодарил солистов Елизавету Штрудингер (флейта), Луку Белозерова (флейта), Полину Шестко (кларнет), Элину Латышеву (саксофон) и Инну Семенову (саксофон). Баха сменил другой классик – Ж. Бизе. Публика услышала фрагменты из сюиты «Арлезианки», которую исполняют далеко не все духовые оркестры. Тем более маэстро вместе со своим коллективом представили свою интерпретацию известного сочинения. Когда же «Вдохновение» предложило послушать знакомую многим композицию Г. Манчини - «Розовой пантеры», некоторые в зале начали потихоньку отбивать ритм, вторая (быстрая часть) и вовсе сопровождалась аплодисментами. И в конце ребята получили заслуженную овацию.
 


Для детского духового оркестра «Юность» из поселка Самусь выступление в БКЗ тоже стало дебютным. И хотя на сцену они вышли не первыми, вечер духовой музыки начался все-таки с коллектива, которым четверть века руководит Александр Филиппов. Выступление «Юности» в фойе БКЗ явилось своеобразным прологом и к самому концерту, и к разговору о популярности духовой музыки в нашей стране. Старшее поколение помнит, что во второй половине ХХ века свои духовые оркестры имел каждый завод и почти каждая школа. К слову, первые детские духовые оркестры в Томске были созданы еще в 30-е годы. Одним из них руководил М.И Маломет, первый дирижер Томского симфонического оркестра. Репертуар оркестра из поселка Самусь включал произведения, созданные как специально для духовых оркестров, например, «Столичный марш» В. Рунова, дореволюционный марш «Тоска по Родине» Д. Трифонова, вальс «Осенний сон» А. Джойса, так и переложения классических сочинений – музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» и современных песен, как танго «Начни с начала» Е. Мартынова.
 


Духовой квинтет в составе Сергея Фурцева – туба, Захара Никифорова – валторна, Ярослава Прокофьева – валторна, Романа Мурова – валторна и Романа Глушкова– валторна напомнил о жизни Томской филармонии середины 80-х, когда филармонический брасс-квинтет довольно часто давал концерты. В «Духовой фантазии» квинтет, в который вошли все артисты Томского академического симфонического оркестра, исполнил концертную сюиту К. Даниельссона для тубы соло и четырех валторн.

Кульминацией концерта стало выступление Сводного духового оркестра Томской области. Многим пришедшим на концерт памятно самое первое выступление коллектива на этой же сцене 20 февраля 2017 года. С тех пор оркестр, в который входят музыканты нескольких оркестров, не раз играл на самых важных культурных событиях областного масштаба. В программу «Духовой фантазии» дирижер и художественный руководитель Сводного оркестра Захар Никифоров включил  призведения, которые и соединяются в представлении слушателей именно с вековыми традициями духового исполнительства в России. Открыл выступление оркестра Егерский марш, чье авторство сегодня не установлено.  В композиции Артура  Полонского «Цветущий май» солировал на тромбоне один из лучших духовков Томска Егор Быков.
 
Для многих слушателей старшего возраста музыка духовых оркестров ассоциируется с танцами в городских парках. Впервые духовой оркестр вышел на открытую площадку парка в 1928 году, когда в Москве был открыт парк культуры и отдыха им. М. Горького. Так была заложена «парковая» традиция исполнения духовой музыки. Об этой традиции напомнила песня «Старинные вальсы»  Г. Портнова на стихи Г. Горбовского в исполнении Евгения Штейнмиллера, равно, как и вальс М. Кюсса «Амурские волны», который исполнил Вячеслав Клименко.  Вальс, давно вошедший в золотой фонд музыки духовых оркестров, у слушателей вызвал разные воспоминания, в том числе о военных оркестрах и военной поре.

Концерт совпал с важной датой в истории Отечества: 27 января страна отмечала 75-ю годовщину снятия полной блокады Ленинграда. И хотя история песни К. Листова «Севастопольский вальс», прозвучавшая в память о блокадниках, напрямую не связана с обороной Ленинграда, но создавалась она в честь 10-й годовщины Победы, в память о русском воине и несгибаемом русском духе. Позже, в 1961 году, «Севастопольский вальс» вошел в одноименную оперетту Листова, которая выдержала только в Ленинграде более 600 представлений. Благодаря оперетте «Севастопольский вальс» и получил широкую известность. Эту песню в исполнении двух баритонов филармонии Евгения Штейнмиллера и Вячеслава Клименко оченьтепло приветствовали слушатели.

И ещё одна легендарная мелодия, которая была написана военным капельмейстером Василием Агапкиным в 1912 году в память о событиях на Балканах, в коллективной памяти народа связана с событиями Великой Отечественной войны. Это марш «Прощание славянки». Бытует мнение, что после 1917 года он был запрещён и возвращен к исполнительству только в 1957 году, когда прозвучал в фильме «Летят журавли». Исполнение этого марша имеет ряд традиций. Об одной напомнил Захар Никифоров, когда дирижировал оркестром и залом. О другой вспомнили некоторые слушатели - они приветствовали музыкантов, играющих марш, стоя.

Духовая музыка не оставляет равнодушными людей и в веке высоких технологий,  потому что, как говорил Валерий Халилов,  у духовой музыки и души один корень - «дух». Потому что  сама природа духовой музыки, само дыхание ее — чистое, светлое.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.