bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Гений – имя притягательное

Публика пришла послушать редкие произведения В.А .Моцарта, несмотря на сильный мороз.

Подумать только: Моцарт в России стал известен благодаря шарманке! Балаганное, ярморочное, уличное развлечение, которое предлагали бродячие музыканты самому простому люду в воскресные и праздничные дни, в Европе исполнялось только для аристократов. Конечно, оно исполнялось не шарманщиками, а музыкантами в самых дорогих домах или в оперных театрах. На шарманные валики нотная запись последней оперы Моцарта «Волшебная флейта» была перенесена много позже ее премьерного исполнения. Слушатели, которые пришли 1 февраля на концерт «Моцартиссимо» услышали увертюру к опере не на шарманке, а на органе. Исполнил ее и рассказал о попадании музыки Моцарта в Россию Дмитрий Ушаков.
 


Почти за три века имя Моцарта получило не только мировую известность, но и волшебное качество – притягивать к себе сердца людей. И неважно, какая погода, куда движется столбик термометра, когда тебя ждут пьесы, которые на российской концертной сцене, звучат редко. Возможно, это соображение или иное решение побудило томичей прийти на концерт, несмотря на мороз в сорок градусов. За смелость, самоотверженность все были вознаграждены Моцартом, которого не слышали и не знали, музыкой Моцартом, которая заставила на время забыть о морозе и думать о солнце и радости.

Все, к примеру, знают, что гений музыки в ребенке проснулся рано, и самые первые свои произведения Вольфганг Амадей написал в четыре-пять лет. Но не каждый в зале мог сказать с уверенностью, что он слышал, как звучит ранний Моцарт. Подарил всем такую возможность Дмитрий Ушаков, исполнил четыре маленьких пьесы для клавесина, на инструменте, для которого они и писались.

В 15 лет Вольфганг Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа Колоредо. У архиепископа был скверный нрав и большая нелюбовь к искусству. Поэтому он заставлял юного Моцарта сочинять церковные сонаты «короче, еще короче». Он страшно ревновал музыканта к славе и сердился, когда узнавал, что мальчишке кто-то заказал музыку. Свободолюбивый и вольный, как все гении, Моцарт мстил вредному патрону по-композиторски. Он писал эти пьесы на минуту-полторы дольше, чем ожидал и хотел того архиепископ. В этого состязания юного гения и жестокосердного архиепископа Колоредо родились девять шедевров – девять церковных сонат.  Прекрасный дуэт скрипачей Татьяны Строковой и Марины Рябовой, артистки Томского Академического симфонического оркестра, не соревновались с органом Дмитрия Ушакова, но вместе, в согласии они исполнили все девять шедевров, по три пьесы.
 


Досадовал юный и жизнелюбивый Моцарт не столько на характер графа-мецената, а на то, что его заставляют сочинять церковные сонаты, он хотел писать оперы! Опера - вот какой жанр делал композитора известным, приносил славу и деньги. И, конечно, на концерте, который начался с оперной музыки, должны были прозвучать и арии из его самых знаменитых опер. Арию Церлины из «Свадьбы Фигаро» исполнила солистка филармонии Екатерина Клеменс. В ее же исполнении прозвучала и ария Деспины из оперы «Так поступают все женщины», которую знают меньше музыку из «Фигаро». Обе вокальные партии стали своего рода анонсом к концерту «Легенды о Дон Жуане», где прозвучат арии из другой знаменитой оперы Моцарта.

Ворчливый старик, как называл орган Осип Мальденштам, даже помолодел, когда Дмитрий Ушаков сыграл на нем музыку для «часов с флейтой», то есть пьесу для самоигрального органа, который был вмонтирован в часы – такая была мода на механическое чудо в эпоху Просвещения. Позже сам автор переложил это сочинения для фортепиано в четыре руки, чтобы играть его вместе со своей сестрой. Томские слушатели услышали и познакомились с сюитой фа минор в органной транскрипции.

Как награда слушателям за мужество и небоязнь мороза прозвучала знаменитая Маленькая ночная серенада, которая стала музыкальным доказательством существования Бога. Им был Моцарт, пока жил в нем божественный дар. Теперь этот божественный дар звучит даже в морозном Томске.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА,

Фото: Игорь ВОЛК.