Оркестр народный. Музыка классическая |
Томский муниципальный русский оркестр и солисты Томской филармонии сыграли вместе
Оркестр русских народных инструментов исполняет произведения, написанные для симфонического оркестра. Валторне, трубе, саксофону и кларнету аккомпанируют домры, балалайки и баяны. Солирующая партия в танго отдана домре. Этот список удивительных и нетипичных сочетаний в «Концерте концертов» можно с легкостью продолжить. Он тем и привлек внимание, что все в нем было не так, как привык постоянный посетитель филармонии.
Томский муниципальный русский оркестр под управлением Ольги Алёшиной на сцене Органного зала Томской филармонии выступает раз в год. И это не фигура речи. Это документальный факт. При том, что каждое выступление коллектива становится событием не только для музыкантов и слушателей, но и событием в масштабах культурной жизни города. В прошлом сезоне оркестр отправился со слушателями в «Полет на дельтаплане» с солистом филармонии Алексеем Шелестом (труба). Нынче, 20 марта, в «Концерте концертов» к Алексею присоединились Наталья Култышева (домра), Захар Никифоров (валторна), Евгений Лукьянчук (кларнет, саксофон) и Павел Шинкевич (фортепиано).
Концерт для валторны с оркестром №2 В.А. Моцарта и Концерт для трубы и оркестра Э. Тамберга образовали не только стержень программы, но и дали название всему концерту. Оба произведения, написанные для солирующих духовых инструментов, давно уже в репертуаре музыкантов филармонии, но впервые исполнялись оркестром народных инструментов. Следует сделать уточнение: прозвучал не весь концерт Моцарта, а только финал. Технически сложные для исполнителей, с необычным музыкальным «рисунком», оба сочинения у слушателей оставили впечатления исполнительского драйва. Моцарта с народным аккомпанементом не всем доводилось слушать. Собственно, как и Маркуса Риндта, современного немецкого композитора, который сочинил пьесу для валторны и симфонического оркестра. Но надо отдать должное Ольги Алешиной, которая уверенно вела оркестр и добилась красивого звучания, и Вячеславу Тамарову, сделавшему все переложения симфонических сочинений на состав оркестра народных инструментов.
Открыв концерт музыкой Альфреда Шнитке из фильма «Сказка странствий», оркестр Ольги Алешиной ближе к финалу порадовал слушателей еще одной популярной мелодией, которую все слышали до этого в исполнении оркестра Поля Мориа. Французскую тему продолжила Юлия Пугачева (домра), которая солировала в Арии Эжена Бозза. Имя этого композитора, ставшего современном всех крупных событий ХХ века не знакомо широкому слушателю. Поэтому, предваряя исполнение самого сочинения, ведущая концерта Василина Сыпченко, познакомила публику с творческой биографией автора лирической Арии.
Безусловно, украсили концерт кларнет и саксофон Евгения Лукьянчука. Виртуозная Фантазия на тему «Кармен» А. Розенблатта, ироничная, остроумная, насыщенная цитатами из разных произведений (не только оперы Бизе), в исполнении солиста Томского Академического симфонического оркестра прозвучала безукоризненно чисто, можно даже сказать, артистично. Знаменитый «Лунный вальс» Исаака Дунаевского с солирующим саксофоном вызвал у слушателей восторг и прилив энтузиазма в аплодисментах. В составе оркестра народных инструментов в качестве аккомпанемента звучал рояль Павла Шинкевича во время исполнении Концерта для трубы с оркестром Э. Тамберга и Фантазии А. Розенблатта.
На финал «Концерта концертов» Ольга Алешина приготовила одно из самых популярных произведений датчанина Якоба Гаде – танго «Ревность». Наталья Култышева и оркестр так зажигательно исполнили этот номер, что зал дружно потребовал бис. И Ольга Алешина, заняв дирижерский пульт, пригласила музыкантов повторить на бис самые «ударные» фрагменты из танго «Ревность».
Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк. |