bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Прокофьев прозвучал молодо

С Томским Академическим симфоническим оркестром впервые выступил лауреат Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева Дмитрий Юдин.

Музыка Людвига ван Бетховена и Сергея Прокофьева в программе Второго собрания работников культуры Томской области была предусмотрена в качестве подарка всем работникам культуры к их профессиональному празднику, отмечаемому в России 25 марта. Поэтому 26 марта в Большой концертной зал публика пришла подготовленная, знающая, доброжелательная и в тоже время взыскательная.

Для преподавателей музыкальных школ, колледжа и Института культуры привлекательность этого концерта и в то же время интрига заключалась в солисте. Они-то прекрасно понимают, что Концерты Бетховена и Прокофьева — это сочинения разных стилей и разных эпох, требующие от исполнителя виртуозности и физической выносливости. Знают, что далеко не каждый опытный пианист решится на исполнение таких крупных вещей за один вечер. А тут 17-летний юноша, фактически еще ребенок, пусть и талантливый. Сможет ли? Справится ли? Правда, кто-то успел услышать «виновника торжества» на мастер-классах его педагога по Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, Лидии Григорьевой, и восхититься его техникой и способностью играть сонаты Шопена от любой ноты! Поэтому шли на вундеркинда.

 
Строго говоря, Дмитрий Юдин вышел из возраста вундеркиндов. Ему уже 17. Но в пятнадцать он сыграл все 24 этюда Фредерика Шопена и все трансцендентные этюды Ференца Листа, которые самим композитором определены, как «этюды высшего исполнительского мастерства».  

- С моей стороны, это была авантюра – предложить два больших Концерта сыграть в один вечер, тем более он никогда не выступал с оркестром - призналась Лидия Александровна перед концертом, - но и оркестр, и дирижер в Томске хорошие. И я уверена в силах своего воспитанника.

С Дмитрием она занимается с пяти лет в школе имени Гнесиных и объясняет фантастическую одаренность своего ученика не только абсолютным гармоническим слухом и феноменальной памятью, но и особым интеллектуальным подходом к музыке.

Именно такое свободное от штампов прочтение обнаружил молодой пианист в двух крупных сложнейших сочинениях, которые он исполнил впервые – Пятый Концерт Людвига ван Бетховена, именуемый еще Большим, а также Императорским, и Второй Концерт Сергея Прокофьева, считающийся сложным для исполнителей в силу виртуозности пассажей. Впервые ирал с большим симфоническим оркестром.

Не волнение, а радость и азарт испытывал Дмитрий, по его словам, когда начал разучивать эти произведения. Музыка Бетховена любима с детства, любима в семье и им. Согласно семейному преданию, в шесть лет Дима выучил и читал с листа все 32 сонаты Л. Бетховена. Что касается Концерта Прокофьева, то чем внимательнее он читал партитуру, чем дальше учил свою партию, тем … яснее ему становился веселый и озорной характер композитора. Отдавая себе отчет, что он сам другого склада, другого темперамента, чем Прокофьев, как пианист поставил перед собой задачу – передать свежесть чувств и свое отношение к этой ироничной музыке.  

- Сомнения, выдержит ли, сможет ли молодой пианист такую нагрузку, были развеяны на первой репетиции, - заявил Михаил Грановский, главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра. - Прекрасная школа, прежде всего. Ощущение прикосновения к материалу, глубина прочтения - все говорит о том, что через пару-тройку лет мы будем слышать эту фамилию - Юдин - на лучших концертных площадках.

Впрочем, и сегодня гастрольный график у Дмитрия довольно плотный. Сразу после Томска его ждет Франция, а летом – Вена. И вновь произведения, которые от пианиста требуют, как определял Лист, «высшего исполнительского мастерства»
 


- Сейчас есть общий тренд, когда серьезные произведения начинают исполнять все в более и более раннем возрасте, - комментирует художественный руководитель Томской филармонии Дмитрий Ушаков выступление своего тезки с Томским Академическим симфоническим оркестром. - Лет двадцать-тридцать назад такой концерт был просто немыслим. Да и сегодня это не норма. Но стало возможным. Все в нашей жизни ускоряется.

Перед концертом Дмитрий Ушаков знакомил публику с историей написания обоих сочинений и историей премьер. Рассказывая о премьере Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева, ведущий концерта зачитал первую рецензию. Автор высмеивал характер музыки, саму манеру исполнения, а о реакции публики было написано: шикали и уходили.
 


После исполнения Второго концерта для фортепиано с оркестром Прокофьева томская публика долго не хотела отпускать молодого пианиста. Букеты, овации, признание музыкантов, что Прокофьев был «сыгран аутентично – молодо».

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.