bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Притяжение Соляриса

Фантастическим романом Станислава Лема филармония завершила годовой цикл абонемента «Музыка и слово».

Художественное слово в сочетании с классической музыкой – таков общий рецепт для поднятия настроения человека с тонкой и чуткой душой. И несмотря на то, что два эти «ингредиента» присутствовали во всех концертах абонемента «Музыки и слова», являющегося традиционным для Томской филармонии, «угощения» всегда выходили разными. С ароматом бетховенской горечи в букете, положенном на алтарь безответной и возвышенной любви - «Гранатовый браслет» А. Куприна. С терпкостью испанских мотивов Р. Щедрина и звуков домры - рассказ странника в новелле П. Мэриме «Кармен». С божественными гармониями Баха – философский спор Фауста и беса в романе И. Гёте.
 


Музыка И.С. Баха, О. Мессиана и Д.Фридмана, орган с виброфоном, литаврами, «ветерком» и бонгами потребовались для создания атмосферы на «Солярисе» Станислава Лема. Культовый роман польского философа завершил диалоги музыки и художественного слова в рамках филармонического абонемента. Музыковед Вера Тимофеева вместе с актером Владиславом Хрусталевым, музыкантами Дмитрием Ушаковым (орган), Алексеем Литосовым (ударные) и инженерами по звуку и свету поместили космическую станцию, на которую прилетел Крис Кельвин, прямо на сцену Органного зала.  Живой Океан, который по замыслу автора вступал в Контакт с Человеком, плескался прямо над головой у слушателей – под сводами бывшей церкви. Временами водную гладь сменял Небесный свод со светилами. Даже инструменты – виброфон, «ветерок», литавры в таинственном полумраке казались оборудованием космической станции.
 

Легкий шум «ветерка» и вот уже знаменитая хоральная Прелюдия фа-минор Иоганна Себастьяна Баха, звучащая и в «Солярисе» Андрея Тарковского, открыла двери в Космос. Прелюдия символизировала гармонию земного мира. Первая фраза, с которой вступил в пространство музыки, Владислав Хрусталев точно зафиксировала точку отсчета событий: 19.00. В течение двух часов он своей энергией, меняя интонации, перевоплощаясь из Криса в других героев оживлял страницы романа. Самыми лирическими и драматичными одновременно стали страницы встречи Криса с его возлюбленной. Хари в пространстве Органного зала возникала в воображении слушателей вместе с нежнейшей мелодией  Дэвида Фридмана «Полуночная звезда». Пьеса для виброфона стала лейтмотивом отношений Криса и той, которую он принимал за Хари. Органные медитации Оливье Мессиана стали иллюстрацией внутреннего смятения главного героя, его мучительных раздумий.  Сложнейшая философская проблема Контакта человека с человеком, человека с Космосом, проблема Другого не спеша и ненавязчиво побуждала слушателей к размышлениям.

Последний диалог сезона Музыки и Слова оказался с открытым финалом… Концертная программа побуждала взять в руки роман и перечесть: "Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных тёмных дверей."

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.