bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Вячеслав Губанов: "Музыка создает настроение в фильме"

Музыка кино продолжает Международный фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова».

Последний в этом концертном сезоне поход в «Музыкальный кинозал» связан с фильмами, для которых музыку сочиняли выдающиеся композиторы ХХ века - Эдисон Денисов и Альфред Шнитке. Для обоих композиторов работа с кинематографом была вынуждена жизненными обстоятельствами: киномузыка их кормила, позволяла работать в условиях идеологических запретов. Но даже в такой «прикладной» музыке и Денисов, и Шнитке сохраняли верность своему стилю.

Дирижировать программой, где произвучит музыка из фильмов «Безымянная звезда», «Спорт, Спорт, Спорт», «Экипаж» и «Белорусский вокзал», будет маэстро Вячеслав Губанов. Со вчерашнего дня он приступил к репетициям с оркестром, а накануне мы поговорили о «Безымянной звезде», которая дала название концерту, и музыку, для которой написал томич по рождению - Эдисон Денисов.



- Фильм потрясающий. Хотя лет десять не пересматривал, - признался Вячеслав Губанов. – Я поклонник творчества Михаила Козакова –режиссера. Хотя у него немного фильмов, но все запоминаются, что «Покровский ворота», что «Визит дамы», что «Безымянная звезда».

- Не кажется ли вам, что к такому романтическому сюжету Эдисон Денисов с его репутацией не очень-то походил, и он совсем на себя не похож в "Безымянной звезде"?

- А какая у Денисова репутация?

- Авангардиста.  И до сих пор о нем говорят, что он математик в музыке.

- Но разве одно другому мешает? Ведь и Марин Мирою говорит, что он вычислил свою звезду, то есть открытие чисто теоретическое.

- И все-таки начало фильма, да и весь он, пропитан романтикой, которая звучит и в музыке. Помните, первые кадры? Улица провинциального городка, уютная, тихая, солнечная. По ней шагает молодой человек. И на этих кадрах начинается музыка. Кажется, она пахнет любовным приключением, авантюрным сюжетом, в ней живет мальчишество, как и в господине учителе астрономии, которого играет Игорь Костолевский.

- Киномузыка чем хороша? У каждого она рождается свои ассоциации. У вас музыка пахнет приключениями, а для меня - безысходной провинциальностью, атмосферой города, где все безысходно скучно. Ничего не происходит, ничего не произойдет, все останется, как всегда.

- Ну, как же ничего не происходит?! Фильм начинается с «планетарного» события: «посреди степи» останавливается комфортабельный дизель-электропоезд «Бухарест – Синай», и в заштатном городке оказывается женщина, которая, как безымянная звезда, жила в другом мире.

- Но обитатели этого городка прокисли в атмосфере провинциальности. Кто-то к ней привык, кто-то нет. И в музыке я не слышу мальчишества, но ощущаю безысходность, этакий бесконечный день сурка…

- О скуке говорит мадемуазель Куку, отговаривая Мону остаться в их городе. Поразительно : Мона увидела, что в городе много солнца, а мадемуазель Куку говорит, что идут дожди. Эти разные ощущения связаны, на мой взгляд, с тем, что Мона влюблена, и любима, а мадемуазель Куку никто не любит – и вот она безысходность.

Но пьеса и фильм не только об одной орбите, по которой катится жизнь. Фильм еще и о мечте. Поезд останавливается, и судьбы многих могут изменить свою траекторию. Шанс дан всем… И только астроном знает, что «звезда не меняет свою траекторию». Но музыка… музыка, которая сопровождает все эпизоды с Марином и Моной, полна мечты и любви…

- У Виктора Пелевина есть книга «Желтая стрела», и там эта мысль – что все можно повернуть - отчетлива проявлена. А в фильме … Мона, пустышка, ангажированная красивой жизнью, встречает людей, которые заняты делом: работают в гимназии, пишут симфонии… Для нее это шок, поворотная точка. И она понимает, что ее жизнь в столице (казино, кафе, дорогие духи) такая же однообразная, скучная… Ей хочется изменить все… Ей нравится умываться холодной водой из колодца.

- Она и Григу, который приехал забрать ее в Бухарест, говорит, что они – несчастные люди… не смотрят на небо, не замечают Большую Медведицу…. То есть живут прагматично, без мечты… Пьеса многослойна. А музыка?

- Музыка имеет прикладное значение… Эта музыка без претензий на философию. Но она создает настроение, атмосферу. В этом ее задача.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.